Электромобиль – это не палочка-выручалочка
Со
времени первых поставок массовых электромобилей на рынок прошло уже почти десять
лет. Однако споры о целесообразности электрических машин не утихают…
18
сентября я поместил на Дзене статью, которую назвал «Всеобщая электрическая мобильность как ложная цель». Название, конечно, звучит слегка
провокационно, но иначе читателей не привлечёшь. При этом в самом материале я
вовсе не отрицаю необходимость электрификации, а делаю упор на раскрытие полной
информации по данной теме и право каждого потребителя её обдумывать и
оценивать, принимая собственное решение, а также на повышение эффективности всех
известных сегодня технологий. Последняя мысль, как я и написал, не является
моим ноу-хау – к целесообразности подобного подхода в Volvo Cars пришли десять лет назад. А теперь эта
концепция реализуется ими же, но под патронажем холдинга Geely. С одной стороны, компания Polestar, которая входит в состав Volvo Group, сосредотачивается на производстве
электромобилей, а с другой – Volvo
в сотрудничестве с Geely и даже Daimler разрабатывают новый двигатель внутреннего
сгорания.
Электромобиль Polestar 2 – едва ли не единственный на сегодняшний день достойный конкурент Tesla Model 3 |
Теперь
я хочу немного рассказать про реакцию на статью. Сначала всё было тихо, а потом
пошли комментарии, которые заставили меня вспомнить о киноленте «Свой среди
чужих, чужой среди своих». Был в середине семидесятых такой фильм с
захватывающим сюжетом и замечательными актёрами. Вот и я, читая комментарии к
статье, почувствовал себя так, как сказано в названии фильма, потому что моя
взвешенная позиция, похоже, по большей части, не устроила, как сторонников ДВС,
так и поклонников электромобилей. Но были и удивительно содержательные мнения. В
одном из них, как раньше иногда говорили, сосредоточена вся соль, ну, или почти
вся.
Ford E-Transit – самый полезный электромобиль |
А
вот частники – это совсем другое дело! Так в нашем московском дворе постоянно
присутствуют до сотни машин. Ночью – это автомобили тех, кто здесь живёт, а
днём – тех, кто приехал в наш район на работу. Давайте представим, что всё это
– электромобили. Ну, и где их заряжать?
Электрическая версия пикапа Ford F-150, Ford E-Transit и Mustang Mach-E. Ford пообещал, что цена на любой из электромобилей компании не будет превышать 75 тыс. долл США. |
Конечно,
при строительстве новых городов можно учитывать все эти моменты – к примеру,
строить многоэтажки сплошь с подземными парковками, увешанными зарядными
устройствами (вопрос мощности сети я не поднимаю – он простой). Но в уже
существующих населённых пунктах проблему, на мой взгляд, можно решить только
при помощи развития общественного транспорта – развития до такого уровня, что
им захочется пользоваться, при этом оставив свой автомобиль (или электромобиль)
дома. Однако такой подход меняет весь сценарий использования личного
транспорта. И снова может встать вопрос о том, а нужен ли в таком случае именно
электромобиль? Ежели, к примеру, ездить на машине только по уик-эндам за город?
Таким образом, вопросов к спецам по урбанистике у меня возникает больше, чем
автомобильным инженерам. А ещё многое зависит от того, как тот или другой
автовладелец использует свою машину. Хотите занятный пример?
Ford Mustang Mach-E – один из лучших электромобилей, а, возможно, и самый лучший. Его поставки начнутся в начале следующего года. Но заказы на Mach-E принимаются уже сейчас. |
Один
мой знакомый в основном ездит на автомобиле на дачу. Вот только дача у него
расположена на Валдае, притом, что сам он живёт в Москве. Представляете? И
гоняет он очень быстро – ну, скажем, на пределе, допустимом ПДД. Ему бы подошёл
гранд-турер. Да только мужчина возит с собой большую собаку. К тому же
последний десяток километров дороги качественным не назовёшь. В итоге мой
знакомый уже укатал два поколения Volvo XC70, а теперь пересел тоже на универсал
повышенной проходимости – Volvo
V90 Cross Country. И больше ни о чём другом слышать не желает. И правильно делает. Потому
что, если среди машин с ДВС две-три модели, соответствующие его целям, ещё
можно найти, то электромобилей попросту нет. Да и при таком крейсерском режиме
движения аккумуляторы будут разряжаться очень быстро.
Lotus Evija – электрический гиперкар, обладающий мощностью свыше 2.000 л.с. |
Итак,
попробую подвести некие промежуточные итоги. Даже не этой статьи, а теме в
целом (чтобы некоторое время к ней не возвращаться):
- · Электромобили
в целом, вероятно, являются менее вредными для экологии, чем автомобили с ДВС,
хотя «нулевым» их влияние на природу не назовёшь. Не смотря на то, что
«электрички» не выбрасывают CO2
при эксплуатации, углеродный след остаётся при их производстве. А тему их утилизации
никто серьёзно ещё не изучал.
- · Атмосфера
может загрязняться при некоторых способах производства электрической энергии.
Поэтому владельцу электромобиля имеет смысл следить за тем, где он его
заряжает.
- · Прежде
всего, машины с ДВС стоит заменять электромобилями в крупных городах – начиная
с транспорта по доставке различных товаров и коммунальных служб.
- · Увы,
замена автомобилей электромобилями не может решить проблему чрезмерного
количества машин, накопившихся в крупных городах, хотя и сделает воздух чище. Необходимо
принимать усилия в области создания привлекательного общественного транспорта.
- · Электрический
привод при некоторых сценариях использования машины владельцем может оказаться
менее подходящим, чем традиционная трансмиссия.
- · Полностью
электрический привод при современном уровне развития аккумуляторных технологий
не походит для спорткаров и суперкаров, основная задача которых – дарить людям
удовольствие при вождении. Аккумуляторы с нужными для спорткаров
характеристиками ожидаются не ранее 2025 года, а, значит, соответствующие
модели полностью электрических спортивных машин появятся примерно в 2030 году. Пока же в
этом классе будет расти число моделей с гибридными приводами.
- · Несмотря
на всё вышеперечисленное, ещё осенью 2019 года мировой автопром, похоже, нацелился именно на электромобили.
И это касается не только самых массовых, но и относительно массовых моделей.
Двигатели внутреннего сгорания, вероятно, сохранятся, только на некоторых экзотических
спортивных автомобилях, важных с исторической точки зрения. При этом не
исключён их перевод на биотопливо. Главное, что движет теперь производителями –
это новые возможности, которые открываются в их бизнесе в связи с переходом на
электромобили.
- · Несмотря
на принятое стратегическое решение, автопром не торопится. Вплоть до того, что
некоторые компании начинают разработку новых поколений ДВС. Хотя есть и такие,
которые разработки двигателей внутреннего сгорания уже совсем свернули. Но и
те, что продолжают, существенно сокращают расходы, выделенные на данные программы.
Сегодня главное направление инвестиций практически у всех крупных производителей
– это электромобили.
- · Тем
не менее, дискуссии на эту тему далеко не закончились. Не удивлюсь, если они
перейдут на новый уровень, который будет охватывать всё более длинные цепочки
производства и утилизации, не только автомобилей (электромобилей) в целом, но и
комплектующих для них.
- · Полагаю,
что пока правительствам стран не стоит форсировать принятие законов о полном
запрете автомобилей с ДВС. Стимулировать приобретение и производство
электромобилей имеет смысл, а вот с запретами нужно подождать. Специалисты из
многих областей человеческих знаний, я думаю, ещё не сказали своего последнего
слова. И можно ожидать сюрпризов.
- · Кстати,уже в январе в США может стартовать масштабная программа по поддержке местного производства электромобилей. Так администрация Избранного президента Джо Байдена планирует, в частности, пересадить на американские электромобили государственных чиновников всех уровней. И хотя это касается только Соединённых
Штатов, полагаю, что данная идея найдёт подражателей и в Европе.
- · И
всё же, если взять в качестве примера Ford, то электрические автомобили этой
компании органично дополняют линейку моделей, а не заменяют какую-либо из них.
- · И
снова присоединяюсь к призыву Томаса Ингенлата, директора компании Polestar, не скрывать информацию от
общественности, а делиться с ней всеми экспертными данными. И если люди чего-то
не понимают, значит, им нужно всё это объяснять. Но картинка в головах должна
складываться максимально ясной и полной. Людям же, в свою очередь, придётся
научиться выслушивать профессионалов, а не стремиться «перекричать» оппонентов,
в том числе, в Интернете. В столь сложных темах как «углеродный след» и
«глобальное» потепление» без профи не разобраться!
Исходя
из вышеприведённых пунктов, можно заметить, что электромобили – это не
палочка-выручалочка. Они не спасают от автомобильных проблем, включая
экологические, а лишь могут частично улучшить ситуацию. Ценой больших затрат.
Тем не менее, похоже на то, что переход на них неизбежен. Ведь производителям
эти затраты в перспективе сулят увеличение прибыли. По меньшей мере, так
ситуация выглядит на сегодняшний день. Но я бы предпочёл, чтобы электромобили
дополнили (заменив лишь там, где это безусловно целесообразно) авто с
двигателями внутреннего сгорания, а не полностью вытеснили их.
Фотографии Polestar, Ford, Lotus Cars.
Юрий Кладов, 25.11.20.
Комментарии
Отправить комментарий