E-Transit – умная рабочая лошадка от Ford

 

Премьера грузовика E-Transit, полностью электрической версии широко известной модели Ford Transit, как и было запланировано, состоялась 12 ноября. Презентация была красивой, но будничной. Стёкла в автомобиле кувалдой никто не бил. Вместо этого менеджеры «Форда», которые появлялись в студии один за другим, подробно рассказывали о достоинствах и преимуществах, как самой новинки, так и компании.


 

Однако перед тем как вести речь о деталях, имеет смысл познакомиться с Ford E-Transit в общих чертах. Как и его собратья с ДВС, электрический Transit предлагается в двух видах – как фургон с цельнометаллическим кузовом, а также в виде грузовика, имеющего раздельные кабину и кузов, смонтированные на шасси.

 

Интересно, что грузовые параметры у новинки и её предшественников практически совпадают. Так грузоподъёмность фургона Ford E-Transit может достигать величины 1.616 кг, а модификации с отдельным кузовом – 1.967 кг. При этом полная масса машины, если не ошибаюсь, составит 4.25 тонны. Что касается объёма грузового пространства, то он может доходить до 15.1 кубометра.

 

Все перечисленные выше цифры относятся к максимальным значениям. В то время как упомянутые параметры будут меняться в зависимости от модификации Ford E-Transit. А их довольно много. Например, для американского рынка будут предложены три варианта колёсной базы и три варианта высоты крыши, а также грузовик (шасси) с отдельной кабиной. Что же касается Европы, то тут суммарное количество исполнений достигнет двадцати пяти версий. Что, впрочем, не удивительно, поскольку дизельные Transit в Европе и бензиновые – в Америке столь же разнообразны.

 При этом важно, что электрические «Транзиты» не будут отличаться от остальных не только грузоподъёмностью и объёмом грузового пространства, но и его пропорциями и даже точками крепления стоек, полок и других аксессуаров, номенклатура которых насчитывает сотни единиц. Это облегчит работу тем компаниям, которые дооборудуют автомобили под нужды конкретных заказчиков, и, в конечном итоге, сэкономит средства самим покупателям. В частности, в США, в радиусе 30 миль от завода в Канзас-Сити, где собирают Ford Transit, расположены 13 подобных фирмочек. И клиенты получают машины уже дооборудованными. Например, в прошлом году потребителей, которые пожелали доукомплектовать автомобили, было большинство.

 

Нужно заметить, что покупателями таких машин, как Transit, чаще всего бывают не водители-одиночки, а транспортные компании, то есть автопарки. Впрочем, они все считают каждую копейку, хотя бы потому, что так делают их клиенты. Ведь Ford Transit – это рабочая лошадка, и экономика здесь выходит на первый план.

 Именно под влиянием данного фактора Ford E-Transit получил тот диапазон пробега, который на взгляд обывателя может показаться чересчур скромным. Ну, а в мире, где такие компании, как Tesla и Lucid, предлагают электромобили с запасом хода 400 или даже 500 с лишним миль, пробег Ford E-Transit без подзарядки выглядит и вовсе смешным. Речь идёт о расчётном диапазоне, который для США у E-Transit составляет 126 миль, по нормам EPA, а для Европы – 350 км, согласно стандарту WLTP. При этом имеется в виду фургон с низкой крышей, в то время как у грузовика с высокой крышей значения пробега будут ещё меньше – из-за большей массы и повышенного аэродинамического сопротивления. Тем не менее, не спешите делать выводы.

 Дело в том, что в Америке средний коммерческий фургон проезжает за день всего 74 мили, а в Европе – примерно 120 км. Цифры эти взяты не с потолка. Компания Ford продаёт модель Transit с 1965 года и реализовала за этот период около 10 млн грузовиков. При этом уже несколько лет такие автомобили работают в связке с программными комплексами Ford Data Services и Ford Telematics, которые, с одной стороны, помогают автопаркам управлять своим транспортом (в смысле управления бизнесом), а с другой – позволяет производителю грузовиков получать и накапливать информацию, которая в дальнейшем используется при создании новых машин и программного обеспечения для них. Так при определении целевых параметров будущего E-Transit специалисты Ford проанализировали данные по 30 млн миль пробега.

 Кроме того, с 2018 г. в Лондоне, Кёльне, Валенсии и Анкаре осуществляется опытная эксплуатация коммерческих подключаемых гибридных автомобилей Transit Custom. Знания, которые были получены в ходе этого эксперимента, Ford применил и при создании фургона E-Transit, а также пакета услуг для него.

 

И всё же главным фактором, ограничивающим пробег, стали требования клиентов – они не хотят платить за те возможности, которые им не нужны. Ведь аккумулятор большей ёмкости увеличивает цену автомобиля. Не говоря уже о том, что при этом либо снижается грузоподъёмность машины, либо увеличивается общий вес. В первом случае уменьшится её эффективность, во втором – автомобиль вообще станет совершенно другим, и все узлы придётся проектировать (пересчитывать) заново.

 Кстати, об аккумуляторе. Насколько я понял, он у E-Transit унифицирован c Mustang Mach-E, по крайней мере, с одной из версий последнего. Батарея, полезная ёмкость которой составляет 67 кВтч, как это чаще всего бывает, расположена под кузовом автомобиля, что для грузовика особенно важно. Там же, вместе с дифференциалом, установлен и двигатель, который приводит в движение задние колёса. Его мощность составляет 198 кВт, а крутящий момент 430 Нм. Учитывая мгновенную доступность крутящего момента, следует ожидать от электрического «Транзита» приличного ускорения.

 Новая конструкция привода привела к необходимости замены задней подвески. У E-Transit она стала независимой, получив «полуподвесные» рычаги и винтовые пружины. При этом стойки передней подвески остались без изменений. Да, в той передней части кузова, где у обычного Transit находится двигатель внутреннего сгорания, у E-Transit помещается полноразмерное запасное колесо.

 И ещё одна маленькая, но приятная мелочь: литиево-ионный аккумулятор E-Transit может служить источником энергии для различных инструментов – от циркулярных пил до ленточных шлифовальных машин. Эта опция называется Pro Power Onboard. Разумеется, сварочный аппарат сюда не подключишь, так мощность источника ограничена величиной 2.4 кВт. Большая мощность слишком сильно бы влияла на пробег автомобиля.

 

Что касается зарядки самого аккумулятора, то его можно пополнять как переменным, так и постоянным током – на борту E-Transit предусмотрено устройство, которое позволяет подключать его непосредственно к домашним розеткам, к устройству домашней зарядки Ford Connected Charge Station и, наконец, к системам быстрой зарядки постоянным током мощностью 115 кВт. В последнем случае Ford E-Transit сможет подзарядиться с 15 до 80% примерно за 35 минут, во втором для 100-процентной зарядки аккумулятора потребуется 8.2 часа. Ну, или если смотреть иначе, то устройство быстрой зарядки позволит за 10 минут зарядиться примерно на 50 км пробега, а за 15 минут – приблизительно на 70 км. В то время как домашняя розетка обеспечивает скорость зарядки 15 км за час, а Ford Connected Charge Station увеличивает эту скорость до 25 км за час.

 Кстати, в частности, в Америке, если водитель E-Transit активирует стандартный модем, то он сможет получить доступ к соответствующему серверу компании Ford и целой массе услуг – например, к информации о 13.500 станциях зарядки крупной общественной сети. При этом у водителя появится возможность заряжаться и осуществлять платежи, а у менеджеров автопарков – вести центральную учётную запись и управление счетами. Ещё один интересный факт: когда водитель будет заряжать автомобиль дома, то автопарк компенсирует ему затраты через ту же систему. Всё эти транзакции, насколько я понимаю, должны происходить в автоматическом режиме.

 В общем, применительно к Ford E-Transit производитель предусмотрел множество любопытных и полезных вещей, о которых в новостной статье не расскажешь. Речь идёт о целой «экосистеме Ford», которая к тому же обладает прекрасным свойством – чем больше к ней подключено грузовиков, тем ценнее она становится – для водителей, для автопарков, ну и для самого производителя. Плюсом «Форда» является и тот факт, что у этой компании по всему миру насчитывается 1.800 дилеров. Причём речь в данном случае идёт именно о тех компаниях, которые продают и обслуживают коммерческие автомобили.

 Ещё одним привлекательным элементом Ford E-Transit является информационно-развлекательная система Sync 4, данные которой выводятся на 12-дюймовый сенсорный дисплей. Как уже успел предположить Трэвис Лэнгнесс (Travis Langness), автор издания Edmunds, которое я очень уважаю за профессионализм, система Sync 4 должна быть не хуже, чем MBUX, применяемая на Mercedes-Benz Sprinter.

Неплох у E-Transit и интерьер в целом. Да, он утилитарен, и, тем не менее, один из самых впечатляющих на рынке фургонов. Весьма качественно собранная кабина и прочные элементы отделки делают рабочее место водителя надёжным и функциональным.

И это всё по цене, которая, как обещает Ford, не должна превысить 45 тыс. долларов США. Много это или же не очень? Цена на грузовой фургон Ford Transit, которая указана на официальном сайте компании, начинается с 34.510 долларов. При этом, как утверждает сам производитель, у электромобиля в течение восьми лет будут ниже затраты на техническое обслуживание – существенно ниже, на 40 процентов. А вот у какого грузовика будет меньше общая стоимость владения, а, главное, насколько меньше, пока неясно. Есть подозрение, что выиграет электрический вариант. Так, по крайней мере, должно быть. Ведь Ford Transit относится к тому классу машин, которые клиенты покупают не потому, что хотят спасти мир, а потому, что это имеет экономический смысл.

С другой стороны, если первое совпадёт со вторым, то будет замечательно! Ведь машины, которые используются для доставки на так называемую «последнюю милю», и к которым относится Transit, по соображениям экологии нужно переводить на электричество в первую очередь. Некоторые обозреватели уже сегодня спрашивают: почему Ford не сделал E-Transit раньше?

 

Фотографии Ford.

Юрий Кладов, 17.11.20.

Комментарии