Обзор Porsche Taycan, первая часть

Taycan – электромобиль от Porsche

Первая часть: концепция и дизайн

«Мы с самого начала исходили из того, что Porsche с электроприводом, как и каждая модель Porsche, должен быть наиболее спортивным автомобилем в своём сегменте». /Штефан Векбах, руководитель модельного ряда Taycan/

В начале минувшей осени мировой автопром сделал окончательный стратегический выбор – нацелился на электромобильность. Да, батареи всё ещё весят по 600 кг. Да, пробег на одной зарядке по-прежнему недостаточен, длительность зарядки неудовлетворительная, а зарядных станций чрезвычайно мало. Тем не менее, решение, судя по всему, уже принято. Оно необратимо. А выбор неотвратим.

Электромобиль Porsche Taycan Turbo S, цвет Mamba green metallic

Можно даже назвать точную дату, которая символизирует собой поворот автопрома в сторону электромобилей. Это 4 сентября 2019 года. В названый день состоялась мировая премьера первого полностью электрического автомобиля компании Porsche – спортивного седана Taycan. Презентация новой модели прошла одновременно на трёх континентах, что свидетельствует о том огромном значении, которое ей придаётся. При этом выбранные для показа площадки стали олицетворением трёх видов возобновляемой энергии – солнечная электростанция в Нойхарденберге, поблизости от Берлина, Ниагарский водопад на границе американского штата Нью-Йорк и канадской провинции Онтарио и ветряная электростанция на острове Пинтань, недалеко от города Фучжоу в китайской провинции Фуцзянь. Всё верно: переход на электромобили имеет смысл, если заряжать их чистой энергией. В случае же использования тепловых электростанций он во многом утрачивается. Одновременно с этим вышеперечисленные места указывают на три наиболее крупных рынка для электромобилей – европейский, североамериканский и китайский.

Только спорткар!

Я не случайно поставил Европу на первое место. В Америке хозяйничает Tesla. А китайцы всё-таки всё ещё бедны для Porsche, да и не очень в них разбираются. Тем более, когда автомобиль настолько революционный. В Европе же Porsche всегда был статусным брендом – желанным и для молодых, и для солидных клиентов. А то, что новинка получила электрический привод, лишь добавляет к ней интереса, причём не только с точки зрения техники, но и в смысле моды, а также социальной ответственности.

Радует, что, взвесив все обстоятельства, в Штутгарте  отважились выпустить пусть четырёхместный и четырёхдверный, но всё же спорткар. Хотя беспроигрышная идея с SUV здесь тоже рассматривалась.
Впрочем, Михаэль Мауэр, глава центра стиля Porsche, абсолютно уверен в успехе проекта Taycan. Он считает, что эта модель добьётся того же признания, что и Porsche 911 – станет героем своего времени, синонимом спортивного электромобиля. При этом Михаэль отмечает, что разработка дизайна Taycan была захватывающей, но одновременно очень сложной задачей.

Porsche Taycan Turbo S, цвет Dolomite silver metallic

Как мы помним, с точки зрения дизайна спорткары отличаются от обычных машин, в частности, иным соотношением ширины кузова и его высоты – говоря иначе, спортивные автомобили должны быть низкими. А вот электромобили, наоборот – высокие, поскольку в них используются батарейные блоки в виде скейтборда, которые встроены в днище кузова и отнимают высоту по всей его площади. Взгляните на шведскую новинку Polestar 2 – данный электромобиль выглядит как кроссовер, хотя таковым не является. Но переместить батарею в другое место нельзя – это приведёт к увеличению высоты расположения центра тяжести.
Решая описанную выше дилемму, разработчики Porsche Taycan пересмотрели саму архитектуру электромобиля, его компоновку. Они оставили два прямоугольных отверстия в аккумуляторной батарее под ногами задних пассажиров, тем самым дав им возможность комфортно поместиться под крышей, линия которой близка к таковой у Porsche 911. В итоге это привело к тому, что спорткар Taycan получил уникальные размеры и пропорции.

Компоновка электромобиля Porsche Taycan

Компоновка аккумуляторной батареи и приводных модулей

Итак, ширина седана Taycan равна 1.966 мм, а высота – 1.378-1.381 мм (зависит от версии). Длина составляет 4.963 мм, а колёсная база – 2.900 мм.
Если сравнивать Taycan с Panamera, что вроде бы логично, так как у обеих машин по четыре двери, то Porsche с чисто электрическим приводом практически на 30 мм шире и почти на 90 мм короче. Кроме того, у Taycan  на 50 мм меньше колёсная база. Но главное, электромобиль ниже – на 42 или 45 мм, в зависимости от модификации.

Пропорции, стиль и детали

Различия в размерах и пропорциях между вышеупомянутыми  Porsche вкупе с резко ниспадающей линией переднего багажника Taycan (да, тут два грузовых отсека, что нередко случается с электромобилями) приводят к тому, что Panamera и Taycan выглядят во многом по-разному. Мало того, новейший электрический седан больше похож, скорее, на несколько растянутый 911-й, чем на укороченный Panamera. По крайней мере, с некоторых ракурсов.

Porsche Taycan Turbo S, цвет Volcano grey metallic

Но, к счастью, Taycan не копирует стиль 911-го. Почему я рад этому? Признаюсь, до недавнего времени я не относился к поклонникам марки Porsche – ценил их инженерную школу, но не любил за чересчур консервативный дизайн. А вот Taycan мгновенно зацепил – показалось, что он выглядит сенсационно! Его облик как бы интуитивен, ну, а стиль – более агрессивный и технологичный, чем у всех Porsche, что были прежде. И Taycan прекрасно смотрится в движении!

Porsche Taycan Turbo S, цвет Carrara white metallic

В экстерьере Taycan имеется и пара интересных деталей. В первую очередь стоит обратить внимание на своеобразные фары новинки с четырёхточечными ходовыми огнями. От других автомобилей текущего модельного ряда Porsche они отличаются как формой, так и световым рисунком. Кроме того, фары Taycan вписаны в воздухозаборники. В последнее время такое решение получило широкое распространение на самых разных спорткарах, но на машине из Цуффенхаузена, кажется, применяется впервые. Воздух, который попадает в упомянутые отверстия, выходит наружу через щели за арками передних колёс, успокаивая по пути образующиеся вокруг колёс завихрения. Это даёт ощутимую выгоду с точки зрения снижения воздушного сопротивления, экономии энергии, а также увеличения запаса хода. Кстати, коэффициент аэродинамического сопротивления у Porsche Taycan равен 0.22-0.25.

Фары Porsche Taycan – одна из наиболее характерных деталей в его облике

Вторая оригинальная деталь – это задний диффузор. Так как у Taycan нет выпускных труб, диффузор получил увеличенные размеры и необычный дизайн, посредством которого разработчики постарались подчеркнуть электрическую природу автомобиля.

Дизайн заднего диффузора Taycan подчёркивает электрическую природу этого автомобиля

 Интересно, что в облике нового немецкого седана уникальные пропорции и детали искусно сочетаются с элементами дизайна, которые формируют современную идентичность всей марки Porsche, а также с мягкими деталями ретро. Кроме того, дизайнеры создали для Taycan многочисленные варианты колёсных дисков – в самых разнообразных стилях. И все они просто восхитительны! Однако больше всего мне нравятся двухцветные колёса. А ещё у нового спорткара фантастические цвета кузова! Многих прежде не было.

Неминуемость сопоставления с Tesla

Занятно, что габариты Taycan практически совпадают с размерами Tesla Model S (за исключением единственного параметра). Tesla всего на 12 мм длиннее, чем Porsche, и лишь на 1 мм уже. А вот по высоте разница между двумя электрическими соперниками составляет около 50 мм. Taycan, естественно, ниже. И это символично. Потому что сразу заметно, какой из автомобилей спортивнее. Внешность в данном случае не обманывает, в чём можно будет убедиться, продолжая читать мой обзор, а также просматривая видео на YouTube. Я уверен, что этот сервис уже в ближайшие месяцы переполнят жаркие баталии между американским и немецким электрокарами.

Porsche Taycan Turbo, цвет Gentian blue metallic

На самом деле, Taycan и Model S не являются прямыми конкурентами. Тем не менее, их сравнения не избежать, поскольку  Tesla является знаковым электромобилем и близка к Taycan по характеристикам. Вдобавок в Porsche должны быть признательны американской компании за то, что та, продавая Model S, провела дорогостоящий убыточный эксперимент, доказавший, что рынок люксовых электромобилей существует. Во многом благодаря работе Tesla немцы получили свыше 30 тысяч заказов на Taycan ещё до публичного дебюта своего электрического первенца. Хотя главную роль в этом, конечно, сыграла репутация Porsche.

Дизайн интерьера

За четырьмя безрамочными дверями спорткара Taycan прячется салон со знакомой архитектурой модели 911 последнего поколения, но абсолютно другим интерфейсом. Так приборная панель электрического седана сохранила прямые чистые линии Porsche 911, а посадка водителя в нём столь же правильная и спортивная, хотя пол здесь расположен несколько выше. Ощущение спортивности привычно усиливает центральная наклонная консоль. Оно свойственно не только месту водителя – попав на любое из четырёх кресел, вы сразу почувствуете, что находитесь в чём-то весьма быстром. А вот отсутствие кнопок и иных классических органов управления (они сохранились лишь на руле и дверях) привносит в дизайн интерьера электрического автомобиля отчётливую новизну и доводит его почти до минимализма, по крайней мере, при выключенных дисплеях, число которых у Taycan может доходить до пяти.

Архитектура салона Taycan напоминает о Porsche 911

 Поскольку разработчики нового Porsche даже не помышляли об автопилоте (у Taycan имеются только адаптивный круиз-контроль и система удержания машины на выбранной полосе движения), то главную информационную роль они оставили за электронным щитком приборов, который традиционно поместили перед глазами водителя. Тот может выбирать между четырьмя вариантами отображения информации. Если предпочесть классический стиль, то будут показываться типичные для Porsche круглые приборы – с той существенной разницей, что привычный тахометр по центу щитка у Taycan заменяет энергомер. В режиме демонстрации карты вместо энергомера выводится её фрагмент. Ну, а при выборе Full Map карта навигационной системы займёт весь экран. Ещё один вариант – режим Pure. В этом случае будут представлены лишь самые важные для движения данные – такие как скорость, дорожные знаки и указания навигационной системы в виде уменьшенных стрелок.

Щиток приборов водителя – пожалуй, самая интересная деталь в интерьере

Однако самое интересное в щитке приборов Taycan – две сенсорные зоны, которые расположены по его краям. Левая зона отвечает за управление освещением, правая – за ходовую часть. Из-за этих зон дисплей получился широким и вышел за пределы рулевого колеса. Этого, собственно, разработчики и добивались. Ведь в таком виде он напоминает панель приборов самого первого Porsche 911.
Ещё одна заметная деталь – отсутствие противосолнечного козырька над экраном с приборами водителя – само стекло имеет поляризационное напыление, которое исключает блики.

Посередине «торпедо» Porsche Taycan находится сенсорный экран информационно-развлекательной системы диагональю 10.9 дюйма. Система поддерживает Apple Music без смартфона либо же Apple CarPlay с iPhone, подключённым к USB-порту. Увы, Android Auto не поддерживается на том основании, что 80% клиентов Porsche пользуются Apple. Поэтому вам не повезло, если вы находитесь в числе других 20%. Рядом с центральным дисплеем, прямо перед пассажиром, имеется ещё один экран такого же размера (они даже прикрыты общим стеклом), который, правда, предлагается только в качестве опции. Это настоящий экран второго пилота (штурмана), позволяющий пассажиру находить и выбирать опции для навигации и развлечений, а при желании – переносить их на центральный дисплей.

Одинаковые по дизайну сенсорные экраны информационно-развлекательной системы – пилотский и штурманский, ниже – сенсорная панель управления

Под экраном информационно-развлекательной системы, на наклонной центральной консоли, расположена 8.4-дюймовая сенсорная панель управления с тактильной обратной связью. Она имеет альбомную ориентацию и делится на две части – верхняя  служит для настройки системы климатического контроля, подогрева и вентиляции сидений; при помощи нижней части панели управления осуществляется регулировка громкости аудиосистемы, открываются багажники (передний объёмом 81 л, задний – 366 л) и реализуются иные часто используемые функции. Также тут можно выполнять быстрый ввод адресов.

А если же вы закажете Taycan с опциональным четырёхзонным климат-контролем, то получите ещё одну сенсорную панель с тактильной обратной связью. Её размер равен 5.9 дюйма. И она находится перед задними сиденьями.

Вы, вероятно, уже заметили, что вопросам эффективности (или экономии энергии) в электромобилях уделяется гораздо более пристальное внимание, чем в машинах с ДВС. Не стал исключением и Porsche Taycan, включая его интерьер. Здесь дизайнеры отказались от привычных ламелей системы вентиляции, заменив их высокоточными  форсунками, которые  спрятали глубоко в приборную панель. Теперь температура и интенсивность подачи воздуха (также можно выбирать фиксированный и распределённый варианты обдува) регулируются электронным способом, посредством сенсорной панели. Кому такие сложности не нравятся, придётся смириться – экономичность важнее всего!

Ещё одно изменение в органах управления Taycan по сравнению с прежними широко распространёнными моделями Porsche – отказ от классического селектора трансмиссии. Как и у Porsche 918 Spyder здесь на приборной панели установлен компактный переключатель направлений движения. Это позволило разгрузить центральную консоль и освободить место для хранения вещей. Зато кнопка Power осталась на своём привычном месте – слева от рулевого колеса!

Перемещение переключателя направлений движения на приборную панель позволило высвободить место на центральной консоли

 Давно сложившимся представлениям о машинах из Цуффенхаузена соответствует и качество отделки интерьера седана Taycan. Для отделки дверных панелей и центральной консоли здесь используются дерево, матовый карбон, текстурированный алюминий либо текстиль. При этом клиентам доступны широкие возможности конфигурации, позволяющие сделать салон как более консервативным, так и подчёркнуто современным. Предлагаются эксклюзивные цвета, доступные только для Taycan, а также опциональный пакет акцентных деталей, которые привносят в интерьер различные контрасты.

В качестве обивки сидений Taycan предлагаются два вида кожи и микрофибра

Классической либо, напротив, новомодной может быть и обивка сидений седана из Германии. В первом случае используется или отделка обычной кожей, или кожей Club OLEA с особенным рисунком, для дубления которой применяют экстракты из листьев оливкового дерева. Во втором – обивка из материала Race-Tex. Речь идёт о микрофибре, сделанной из полиэфирных волокон, частично выполненных из вторсырья. А для напольного покрытия используются волокна Econyl, полученные в результате процесса вторичной переработки, в частности, рыбацких сетей. Второй вариант, по всей видимости, предназначен для клиентов, которые считают себя современными продвинутыми людьми. И к электромобилю подобный выбор, возможно, подходит лучше других.

Задние сиденья

В целом, я бы не сказал, что интерьер Porsche Taycan является таким уж роскошным. Он просто высококачественный, удобный, элегантный, что встречается на многих немецких спортивных седанах. При этом индивидуальный стиль в данном электромобиле, безусловно, заметен. И едва не забыл: мультимедийной системой и климатом в Taycan можно управлять не только посредством его многочисленных дисплеев, но и при помощи голосовых команд.


Фотографии: Porsche AG.

Юрий Кладов
20.02.2020

Комментарии