Вообще-то
я стараюсь не писать о политике. Но тут такое дело – в Америке избрали нового
президента. Захотелось поразмышлять, как данное событие может отразиться на
автомобильной отрасли этой страны.
На
первый взгляд содержание той промышленной политики, которую декларирует Джо
Байден, и той, что проводил Дональд Трамп, отличается как день и ночь. Но при
более внимательном рассмотрении выясняется, что всё не так просто. В их
подходах встречаются и общие элементы. Обнаруживаются у обоих и противоречия. И
всё это весьма запутано.
Президент Дональд Трамп
Начну
с главного. Трамп поддерживал и поддерживает нефтяников и традиционный
автопром, то есть тот, который выпускает машины с ДВС. Например, администрация
Трампа отменила, точнее, снизила те требования к топливной эффективности машин,
которые были установлены в Калифорнии при президенте Обаме. Как я понял, в
августе этого года данное решение было отменено судом, тем не менее, оно
позволяло экономить производителям до миллиарда долларов ежегодно.
|
Завод Ford в Дирборне |
Второе
направление решительных действий Дональда Трампа – увеличение пошлин на импортируемые
комплектующие для автомобилей и на импортируемые автомобили. Это должно было
привести (и привело) к росту числа рабочих мест в самих США. И, кроме того, ставка
на местное производство имела и моральное значение – к примеру, идея «Сделано в
Америке» стал главным в рекламной компании «Форда». Она вылилась в слоганы «Создан
для Америки» и «Построено вместе». Подобными вещами стало модно гордиться.
Вместе
с тем и в то же время ничто не помешало Tesla построить сборочный завод в Китае.
Причём произошло уникальное событие – калифорнийский производитель открыл в КНР
предприятие со 100-процентным американским капиталом. Такое прежде не удавалось
никому. По слухам, этому поспособствовал сам Дональд Трамп. Хотя лично мне в
эти слухи не верится, поскольку я не только принимаю во внимание торговые войны
Трампа с Китаем, но и помню, как Маск громко хлопнул дверью, когда решил
покинуть совет при президенте. Да и идее Трампа о возвращении рабочих
мест в Америку завод в Китае не соответствует.
Построив
завод в Китае, Илон, конечно, всё сделал правильно. Как я понимаю, это решение
было продиктовано не стремлением получить дешёвую рабочую силу (она в КНР уже
не такая дешёвая), а желанием приблизить сборочное производство к рынку сбыта.
С той же целью компания Tesla
теперь строит
производственный комплекс в Германии.
Избранный Президент Джо Байден
Но
пора переходить к Байдену. Джо – парень автомобильный! Про него даже байки
рассказывают. Дело в том, что согласно строгим американским законам президенту,
а также вице-президенту нельзя садиться за руль автомобиля с момента избрания и
ещё 6 месяцев после окончания пребывания в должности. А Джо Байден был
вице-президентом у Барака Обамы. Но для него три раза делали исключение –
позволяли порезвиться на его любимом вишнёвом «Корвете». Один из этих трёх раз
– в программе Джея Лено. А в 2017 году, когда у Байдена закончился вице-президентский
срок, он отправился в автосалон, чтобы купить себе новый «Корвет». В тот момент
ему было 74 года.
|
Завод Ford в Дирборне |
Стоит
ли удивляться тому, что Джо Байден обещает поддерживать автопром. Хотя,
конечно, политика, пусть и экономическая, и личные пристрастия – это совсем
разные вещи. В отличие от Трампа Байден заявляет о дальнейшем улучшении
(ужесточении) стандартов экономии топлива сверх того, что было при Обаме.
Да,
Байден и Трамп совпадают в желании вернуть рабочие места в США, особенно в
автопром. Но на этом сходство между ними заканчивается. В отличие от
предшественника Джо, похоже, делает ставку на электромобили и чистую
возобновляемую энергетику.
И
методы у Джо Байдена отличаются. Если Дональд помогал своим тем, что душил
пошлинами других, то Джо уже пообещал американскому автопрому 400 млрд долл США
на переход к чистой энергии. Помимо этого его программа предусматривает
налоговые льготы для покупателей электромобилей и развитие комплексной сети
зарядных станций. Помощь своим и сотрудничество с союзниками в команде Джо Байдена,
по всей видимости, считают более эффективными способами, чем экономические
войны.
В Reuters, в частности, полагают, что мы
увидим, как Байден поддержит ВТО для
создания более демократичных товарных потоков, а также будет стремиться к
членству в Транстихоокеанском партнёрстве, которое в настоящее время
способствует эффективной торговле между Японией, Канадой, Мексикой,
Малайзией, Вьетнамом, Австралией, Новой Зеландией, Сингапуром, Чили, Перу и
Брунеем.
И так, я почти не сомневаюсь, что Байден поведёт
Америку по пути электрической мобильности.
|
Центр электромобилей Ford, визуализация |
Нравится ли это самому американскому автопрому? Ford поздравил Джо Байдена с избранием, а General Motors выразил надежду на сотрудничество с новой
администрацией. Кстати, штаты Ржавого Пояса Висконсин и Мичиган, в которых
размещаются автомобильные заводы, а также Пенсильвания, отдали на этих выборах
свои голоса именно Байдену. Хотя в прошлый раз здесь проголосовали за Трампа.
По-видимому, он их разочаровал. Поддержал Джо Байдена и Объединённый профсоюз
рабочих автомобильной промышленности (UAW).
Фотографии Ford.
Юрий Кладов, 08.11.20.
Комментарии
Отправить комментарий