Джо Байден и автопром США

 

Вообще-то я стараюсь не писать о политике. Но тут такое дело – в Америке избрали нового президента. Захотелось поразмышлять, как данное событие может отразиться на автомобильной отрасли этой страны.


 

 

На первый взгляд содержание той промышленной политики, которую декларирует Джо Байден, и той, что проводил Дональд Трамп, отличается как день и ночь. Но при более внимательном рассмотрении выясняется, что всё не так просто. В их подходах встречаются и общие элементы. Обнаруживаются у обоих и противоречия. И всё это весьма запутано.

 Президент Дональд Трамп

 Начну с главного. Трамп поддерживал и поддерживает нефтяников и традиционный автопром, то есть тот, который выпускает машины с ДВС. Например, администрация Трампа отменила, точнее, снизила те требования к топливной эффективности машин, которые были установлены в Калифорнии при президенте Обаме. Как я понял, в августе этого года данное решение было отменено судом, тем не менее, оно позволяло экономить производителям до миллиарда долларов ежегодно.

 

Завод Ford в Дирборне

Второе направление решительных действий Дональда Трампа – увеличение пошлин на импортируемые комплектующие для автомобилей и на импортируемые автомобили. Это должно было привести (и привело) к росту числа рабочих мест в самих США. И, кроме того, ставка на местное производство имела и моральное значение – к примеру, идея «Сделано в Америке» стал главным в рекламной компании «Форда». Она вылилась в слоганы «Создан для Америки» и «Построено вместе». Подобными вещами стало модно гордиться.

 Вместе с тем и в то же время ничто не помешало Tesla построить сборочный завод в Китае. Причём произошло уникальное событие – калифорнийский производитель открыл в КНР предприятие со 100-процентным американским капиталом. Такое прежде не удавалось никому. По слухам, этому поспособствовал сам Дональд Трамп. Хотя лично мне в эти слухи не верится, поскольку я не только принимаю во внимание торговые войны Трампа с Китаем, но и помню, как Маск громко хлопнул дверью, когда решил покинуть совет при президенте. Да и идее Трампа о возвращении рабочих мест в Америку завод в Китае не соответствует.

 Построив завод в Китае, Илон, конечно, всё сделал правильно. Как я понимаю, это решение было продиктовано не стремлением получить дешёвую рабочую силу (она в КНР уже не такая дешёвая), а желанием приблизить сборочное производство к рынку сбыта. С той же целью компания Tesla теперь строит производственный комплекс в Германии.

 Избранный Президент Джо Байден

 Но пора переходить к Байдену. Джо – парень автомобильный! Про него даже байки рассказывают. Дело в том, что согласно строгим американским законам президенту, а также вице-президенту нельзя садиться за руль автомобиля с момента избрания и ещё 6 месяцев после окончания пребывания в должности. А Джо Байден был вице-президентом у Барака Обамы. Но для него три раза делали исключение – позволяли порезвиться на его любимом вишнёвом «Корвете». Один из этих трёх раз – в программе Джея Лено. А в 2017 году, когда у Байдена закончился вице-президентский срок, он отправился в автосалон, чтобы купить себе новый «Корвет». В тот момент ему было 74 года.

 

Завод Ford в Дирборне

Стоит ли удивляться тому, что Джо Байден обещает поддерживать автопром. Хотя, конечно, политика, пусть и экономическая, и личные пристрастия – это совсем разные вещи. В отличие от Трампа Байден заявляет о дальнейшем улучшении (ужесточении) стандартов экономии топлива сверх того, что было при Обаме.

 Да, Байден и Трамп совпадают в желании вернуть рабочие места в США, особенно в автопром. Но на этом сходство между ними заканчивается. В отличие от предшественника Джо, похоже, делает ставку на электромобили и чистую возобновляемую энергетику.

 И методы у Джо Байдена отличаются. Если Дональд помогал своим тем, что душил пошлинами других, то Джо уже пообещал американскому автопрому 400 млрд долл США на переход к чистой энергии. Помимо этого его программа предусматривает налоговые льготы для покупателей электромобилей и развитие комплексной сети зарядных станций. Помощь своим и сотрудничество с союзниками в команде Джо Байдена, по всей видимости, считают более эффективными способами, чем экономические войны.

 В Reuters, в частности, полагают, что мы увидим, как Байден поддержит ВТО для создания более демократичных товарных потоков, а также будет стремиться к членству в Транстихоокеанском партнёрстве, которое в настоящее время способствует эффективной торговле между Японией, Канадой, Мексикой, Малайзией, Вьетнамом, Австралией, Новой Зеландией, Сингапуром, Чили, Перу и Брунеем.

 И так, я почти не сомневаюсь, что Байден поведёт Америку по пути электрической мобильности.

 

Центр электромобилей Ford, визуализация

Нравится ли это самому американскому автопрому? Ford поздравил Джо Байдена с избранием, а General Motors выразил надежду на сотрудничество с новой администрацией. Кстати, штаты Ржавого Пояса Висконсин и Мичиган, в которых размещаются автомобильные заводы, а также Пенсильвания, отдали на этих выборах свои голоса именно Байдену. Хотя в прошлый раз здесь проголосовали за Трампа. По-видимому, он их разочаровал. Поддержал Джо Байдена и Объединённый профсоюз рабочих автомобильной промышленности (UAW).

  

Фотографии Ford.

Юрий Кладов, 08.11.20.

Комментарии