Размышления о стоимости компании Tesla, часть вторая

 

Вчера, в первой части этой статьи я предложил читателям провести что-то наподобие интерактивной игры. Но читатели оказались скромными – меня никто не поддержал. Да и без цифр, по-видимому, всё-таки обойтись не удастся.

 

 

Итак, рыночная капитализация компании Tesla по состоянию на 16 октября достигла 409,69 млрд. долл., в то время как стоимость Volkswagen Group составила 72,07 млрд евро (84,46 млрд долл.), компании Toyota – 22.28 трлн иен (211,39 млрд долл), концерна General Motors – 47,87 млрд долл., компании Ford – 29,97 млрд. долл, ну, а компании Fiat Chrysler – 16,81 – 16.81 млрд. евро (19,69 млрд) долл. Добавлю ещё концерн Daimler с его 53,16 млрд евро (62,3 млрд долл.).

 Tesla сегодня

 Как видите, сопоставимую с «Теслой» рыночную стоимость имеет лишь «Тойота», но и она почти вдвое дешевле. Это притом, что годовой объём продаж японской корпорации в первом полугодии этого года хотя и упал на целых 23% (вероятно, из-за пандемии), но всё равно превысил 4 млн штук. Tesla же реализовала за аналогичное время всего 179 тысяч машин, то есть более чем в 20 раз меньше. Я могу слегка ошибаться в количествах, так как приходится выискивать информацию по разнообразным источникам, тем не менее, понятно, что речь идёт о несопоставимых объёмах. При этом и у всех остальных упомянутых выше производителей счёт также идёт на миллионы, хотя сравниться по объёмам продаж с Toyota может только Volkswagen. Однако его бизнес не так стабильно качественен, как у японцев.

 

Tesla Model 3

Если судить по объёма продаж, Tesla относится к средним по размеру компаниям – таким, как Mazda Motor, о которой редко когда вспоминают, или Volvo. Однако последняя теперь входит в гигантскую империю Geely, поэтому в ней финансирование бизнеса ведётся совсем по-другому, что позволяет Volvo пусть и не очень быстро, но уверенно развиваться.

 Но пройдёмся по моей методике дальше. Может быть, компания Tesla отличается небывалой прибыльностью? Нет, прибыль у неё едва появилась, а её размер составляет исчезающую величину. Пока даже не имеет смысла считать, сколько Tesla зарабатывает на каждом автомобиле. Как по общему объёму прибыли, так и по её величине на одну машину компания Илона Маска сегодня уступает всем вышеупомянутым конкурентам.

 Возможно, автомобили Tesla отличаются какими-то небывалыми потребительскими качествами, характеристиками или оснащением? Да, нет, если сравнивать ту же Model 3 с её одноклассниками (Polestar 2, Volvo XC40 Recharged P8, Mustang Mach-E), то у них у всех всё сделано приблизительно на одинаковом уровне, хотя и имеются небольшие отличия. Не удивительно, что названные электромобили сопоставимы по ценам. При этом все он дороже обычных автомобилей. И, кстати,  Европе в настоящий момент очень популярный гибриды. В частности, подзаряжаемый кроссовер Ford Kuga, продаётся сейчас в Германии в больших количествах, чем Tesla Model 3.

 Так что остаётся? Качество изготовления Model 3? Ну, на эту тему буквально ходят «легенды»! И если у других производителей автомобилей неисправности обычно связаны с оплошностями поставщиков, то есть с дефектными комплектующими, то у Model 3 ужасна как раз сборка. Не зря же американское агентство J.D. Power, занимающееся на протяжении многих лет исследованиями качества автомобилей, поместила «Теслу» в конец рейтинга – именно на последнюю позицию.

 

Polestar 2, непосредственный конкурент Tesla Model 3

Поэтому, если судить по текущему положению дел, то ничто не убеждает меня в том, что Tesla такая крутая автомобильная компания, которая объективно стоит вдвое дороже Toyota и вчетверо больше, чем Ford, General Motors и Chrysler вкупе c Fiat.

 Хорошо, но, может быть, прозорливые инвесторы думают о будущем, ведь Tesla строит одно производство за другим и скоро станет обладателем в сумме шести заводов?

 Tesla завтра

 Да, Илон Маск в полном соответствии с заветами великого Генри Форда размещает сборочные производства в так называемых «центрах потребления» и уже заявил о том, что суммарный объём выпуска автомобилей его компании в недалёком будущем достигнет 20 млн. Но кто это будет покупать? В Tesla рассчитывают, что на подобную величину вырастет мировой автомобильный рынок? Или на банкротство VW Group и Toyota? Ни то, ни другое, на мой взгляд, не похоже на правду.

 И есть ещё одно обстоятельство. Автомобильный бизнес сложный, материалоёмкий и при этом малоприбыльный. Так, в частности, немецкие производители люксовых машин (я о Mercedes и BMW) работают за 12% процентов прибыли (до уплаты налогов). К ним совсем недавно удалось присоединиться и Volvo, а ещё несколько лет назад размер её прибыли не превышала и 4%. А Ford так и сегодня мечтает о 8%. Это я к тому, что при любых объёмах продаж автомобильная компания (любая) не может превратиться в поле для выращивания наличных. Ferrari и Porsche я в расчёт не беру – там своя специфика. У Ferrari она связана как раз с намеренным ограничением числа продаваемых машин. Вдобавок в ближайшие годы всем автопроизводителя придётся тратить ещё большие средств на разработки – как раз в связи с переходом на электромобили, и потребуется сокращать расходы, в том числе персонал, тем самым уменьшая свою клиентскую базу.

 Затраты на разработки – главная статья расходов у автопроизводителей. Гораздо дешевле построить завод, чем создать действительно что-то новое или же спроектировать платформу с нуля. Посмотрите на перспективные модели Tesla: Semi, Roadster, Cybertruck! Сегодня это не более чем демонстрационные шоу-кары, а не готовые продукты. Готов вас заверить, что ни одна из этих машин не дойдёт до производства в том виде, в котором они были представлены, а их реальные характеристики не будут соответствовать изначально заявленным.

 

Volvo XC40 Recharged P8, один из рыночных соперников Tesla Model 3

Я не слишком разбираюсь в магистральных тягачах, однако один из руководителей Daimler Truck заявил, что параметры, которые были объявлены на презентации Tesla Semi, противоречат законам физики. Что касается гиперкара Roadster, то выскажу своё личное мнение: он не сможет реализовать задекларированную для него мощность, сохранив ту же форму, что у него была во время презентации. Посмотрите для сравнения на Lotus Elva – тот весь пронизан аэродинамическими каналами и имеет большое заднее крыло. А Tesla Roadster выглядит в этом смысле так скромно, что, боюсь, ему попросту не будет хватать прижимной силы. Что же касается самой нашумевшей новинки компании Илона Маска – то, на мой взгляд, это нерационально сделанный грузовик, хотя бы потому, что в угоду стилю он получил слишком большие размеры и массу. Я уверен, что «Форду» с его пикапом F-150, который к тому же получил как гибридную, так и электрическую версию, бояться нечего.

 Таким образом, и в линейке перспективных продуктов Tesla, по моему мнению, нет, по крайней мере, ничего такого, от чего можно было бы ожидать некоего прорыва на рынке. Если вникать в детали, то объективно нет.

 Так почему же тогда инвесторы покупают акции Tesla? Или не покупают, но всё равно верят, что Tesla – это очень круто. На мой взгляд, тут работают три фактора: манипуляции с акциями, агрессивный маркетинг Илона Маска и вера людей в сказку. В играх с акциями на бирже, которые позволяют заработать на их купле-продаже, я ничего не понимаю, поэтому этот аспект комментировать не стану. А вот на двух других остановлюсь. Есть, правда, ещё крупные «игры» на границе экономики и политики, но от них я вообще далеко.

 Сказка и быль

 Итак, многие люди, особенно, добрые и хорошие, не циничные, склонны верить в сказку. Некоторые из них делают это подсознательно, не отдавая себе в этом отчёт – им просто хочется чего-то прекрасного, всечеловеческого масштаба. По странному стечению обстоятельств такие явления усиливаются в период приближения кризисов. А подобный кризис, глобальный, политический и экономический даже не приближается, а уже начался. Почитайте экономистов, которые мыслят в планетарном масштабе, и вы поймёте, что это не мой бред. Ну, а про пандемию даже вспоминать не хочется…

 Этот кризис нужно решать – на уровне мировых элит и правительств. Однако можно и попробовать на нём заработать, дав людям эту самую «сказку» (можно назвать её «мечтой» - так даже красивее). Дать, не реализацию сказки, а саму сказку. Мечта сбудется либо нет – кто знает, а деньги останутся. Необходим только правильный маркетинг, который ни в коем случае не распознаётся как маркетинг.

 Ключевыми понятиями в маркетинге Маска являются «Космос» и «Марс». Последний даже важнее. Я не спорю с тем, что SpaceX делает ракеты – вероятно, более дешёвые, чем его конкуренты. И с помощью более низкой цены SpaceX отбирает у них правительственные и коммерческие контракты на запуски. Ничего не имею против подобного положения дел – пусть контракты действительно достаются лучшему. Но вот именно слово «Марс», а также постоянные разговоры на тему полётов на Красную планету делают Илона Маска в глазах общественности этаким миссионером-бессребреником. И такой имидж миллиардер весьма успешно распространяет и на другие свои проекты, включая производство электрических автомобилей.

 В этом бизнесе, то есть у компании Tesla, есть своё ключевое слово – «экология», но даже оно имеет меньшее значение в целом, чем «Марс». Потому что экология – в какой-то степени занудно, а вот Марс – это совершенно по-геройски. Правда, ту же тему экологии применительно к Tesla Маск подаёт абсолютно безапелляционно – «нулевые выбросы», и всё! И не случайно Илон никак не отреагировал на инициативу компании Polestar, которая опубликовала отчёт об углеродном следе, остающемся при производстве и эксплуатации электромобилей, и предложила другим производителям поступить так же. Познакомившись с такой информацией, покупатели начнут размышлять, а продажа сказки не предполагает сомнений.

 И ещё одна забавная вещь. Помните, когда компания Tesla только появилась, Илон Маск заявил о том, что его главная задача заключается в том, чтобы убедить мир перейти на электромобили, а сам он после этого может даже уйти. Теперь же Илон набрасывается с критикой на самых сильных производителей, последовавших его примеру – на Porsche, чей спорткар Taycan высветил недостатки Tesla Model S и Ford, который снова создал лучшую линейку пикапов F-150, включая электрическую версию.

 Зря Илон это делает. Такое поведение может разрушить его маску альтруиста. Хотя тема стоимости акций довольно давно стала господствующей в информационной повестке Tesla. И это абсолютно про деньги, а не про экологию и Марс.

 Сегодня в арсенале Маска преобладают простые методы, которые он, впрочем, широко использовал и прежде. Речь идёт о презентации совершенно неготовых к выпуску моделей, завышение их параметров на фоне занижения характеристик соперников, а также нападки на последних в социальных сетях. Социальные сети – это, конечно, главное поле Маска в продвижении своих интересов. Здесь (в Твиттере) он пишет сам, а также орудуют (под видом независимых) множество групп, которые нападают не только на несогласных с ними, но даже на тех, кто позволяет себе сомневаться. При этом информация подаётся в совершенно определённом стиле – высвечивается и преувеличивается всё позитивное в отношении Tesla и замалчивается негативное. С конкурентами поступают с точностью до наоборот. Что касается стиля дискуссий в комментариях к новостям, то о нём лучше даже не вспоминать. Ну, а отдел по работе с профессиональными автомобильными журналистами в Tesla недавно попросту расформировали. А зачем с ними общаться – они задают чересчур много вопросов.

 

Mustang Mach-E, конкурент Tesla Model 3 и Tesla Model Y

Но я вернусь к основной теме. Получается так: если вы хотите вовремя купить акции Tesla, чтобы их вовремя продать и заработать на этом, тогда ловите правильные моменты. В этом я не советчик. Объективно акции компании переоценены. А вот если вы планируете стать совладельцем перспективной преуспевающей компании, чтобы, к примеру, передать в последствии акции по наследству, то трижды подумайте, перед тем как связываться с этим калифорнийским производителем. И, конечно, будьте внимательными, если вдруг, решите купить их автомобиль. Не забудьте присмотреться к соперникам.

  

Фотографии Tesla, Polestar, Volvo Cars, Ford, Lotus Cars.

Читайте первую часть этой статьи.

 

Юрий Кладов, 19.10.20.

Комментарии