Вчера,
в первой части этой статьи я предложил читателям провести что-то наподобие
интерактивной игры. Но читатели оказались скромными – меня никто не поддержал.
Да и без цифр, по-видимому, всё-таки обойтись не удастся.
Итак,
рыночная капитализация компании Tesla по
состоянию на 16 октября достигла 409,69 млрд. долл., в то время как стоимость Volkswagen Group составила 72,07 млрд евро (84,46 млрд
долл.), компании Toyota
– 22.28 трлн иен (211,39
млрд долл), концерна General Motors
– 47,87 млрд долл.,
компании Ford
– 29,97 млрд. долл, ну, а компании Fiat Chrysler – 16,81 – 16.81 млрд. евро (19,69
млрд) долл. Добавлю ещё концерн Daimler с
его 53,16 млрд евро (62,3 млрд долл.).
Tesla
сегодня
Как
видите, сопоставимую с «Теслой» рыночную стоимость имеет лишь «Тойота», но и
она почти вдвое дешевле. Это притом, что годовой объём продаж японской
корпорации в первом полугодии этого года хотя и упал на целых 23% (вероятно,
из-за пандемии), но всё равно превысил 4 млн штук. Tesla же реализовала за аналогичное время
всего 179 тысяч машин, то есть более чем в 20 раз меньше. Я могу слегка
ошибаться в количествах, так как приходится выискивать информацию по
разнообразным источникам, тем не менее, понятно, что речь идёт о несопоставимых
объёмах. При этом и у всех остальных упомянутых выше производителей счёт также
идёт на миллионы, хотя сравниться по объёмам продаж с Toyota может только Volkswagen. Однако его бизнес не так стабильно
качественен, как у японцев.
|
Tesla Model 3 |
Если
судить по объёма продаж, Tesla
относится к средним по
размеру компаниям – таким, как Mazda
Motor, о которой
редко когда вспоминают, или Volvo.
Однако последняя теперь входит в гигантскую империю Geely, поэтому в ней финансирование бизнеса
ведётся совсем по-другому, что позволяет Volvo пусть и не очень быстро, но уверенно
развиваться.
Но
пройдёмся по моей методике дальше. Может быть, компания Tesla отличается небывалой прибыльностью?
Нет, прибыль у неё едва появилась, а её размер составляет исчезающую величину. Пока
даже не имеет смысла считать, сколько Tesla зарабатывает
на каждом автомобиле. Как по общему объёму прибыли, так и по её величине на
одну машину компания Илона Маска сегодня уступает всем вышеупомянутым конкурентам.
Возможно,
автомобили Tesla
отличаются какими-то
небывалыми потребительскими качествами, характеристиками или оснащением? Да,
нет, если сравнивать ту же Model
3 с её одноклассниками (Polestar
2, Volvo XC40 Recharged P8, Mustang Mach-E), то у них у всех всё сделано
приблизительно на одинаковом уровне, хотя и имеются небольшие отличия. Не
удивительно, что названные электромобили сопоставимы по ценам. При этом все он
дороже обычных автомобилей. И, кстати,
Европе в настоящий момент очень популярный гибриды. В частности,
подзаряжаемый кроссовер Ford
Kuga, продаётся
сейчас в Германии в больших количествах, чем Tesla Model 3.
Так
что остаётся? Качество изготовления Model 3? Ну, на эту тему буквально ходят
«легенды»! И если у других производителей автомобилей неисправности обычно связаны
с оплошностями поставщиков, то есть с дефектными комплектующими, то у Model 3 ужасна как раз сборка. Не зря же
американское агентство J.D. Power, занимающееся на протяжении многих
лет исследованиями качества автомобилей, поместила «Теслу» в конец рейтинга –
именно на последнюю позицию.
|
Polestar 2, непосредственный конкурент Tesla Model 3
|
Поэтому, если судить по текущему положению дел, то ничто не убеждает меня в том,
что Tesla такая крутая автомобильная компания,
которая объективно стоит вдвое дороже Toyota и
вчетверо больше, чем Ford,
General
Motors и Chrysler вкупе c Fiat.
Хорошо,
но, может быть, прозорливые инвесторы думают о будущем, ведь Tesla строит одно производство за другим и
скоро станет обладателем в сумме шести заводов?
Tesla
завтра
Да,
Илон Маск в полном соответствии с заветами великого Генри Форда размещает
сборочные производства в так называемых «центрах потребления» и уже заявил о
том, что суммарный объём выпуска автомобилей его компании в недалёком будущем
достигнет 20 млн. Но кто это будет покупать? В Tesla рассчитывают, что на подобную величину
вырастет мировой автомобильный рынок? Или на банкротство VW Group и Toyota? Ни то, ни другое, на мой взгляд, не
похоже на правду.
И
есть ещё одно обстоятельство. Автомобильный бизнес сложный, материалоёмкий и
при этом малоприбыльный. Так, в частности, немецкие производители люксовых
машин (я о Mercedes и BMW) работают за 12% процентов прибыли
(до уплаты налогов). К ним совсем недавно удалось присоединиться и Volvo, а ещё несколько лет назад размер её
прибыли не превышала и 4%. А Ford
так и сегодня мечтает о 8%.
Это я к тому, что при любых объёмах продаж автомобильная компания (любая) не
может превратиться в поле для выращивания наличных. Ferrari и Porsche я в расчёт не беру – там своя
специфика. У Ferrari она
связана как раз с намеренным ограничением числа продаваемых машин. Вдобавок в
ближайшие годы всем автопроизводителя придётся тратить ещё большие средств на
разработки – как раз в связи с переходом на электромобили, и потребуется
сокращать расходы, в том числе персонал, тем самым уменьшая свою клиентскую
базу.
Затраты
на разработки – главная статья расходов у автопроизводителей. Гораздо дешевле
построить завод, чем создать действительно что-то новое или же спроектировать
платформу с нуля. Посмотрите на перспективные модели Tesla: Semi, Roadster, Cybertruck! Сегодня это не более чем
демонстрационные шоу-кары, а не готовые продукты. Готов вас заверить, что ни
одна из этих машин не дойдёт до производства в том виде, в котором они были
представлены, а их реальные характеристики не будут соответствовать изначально
заявленным.
|
Volvo XC40 Recharged P8, один из рыночных соперников Tesla Model 3 |
Я не
слишком разбираюсь в магистральных тягачах, однако один из руководителей Daimler Truck заявил, что параметры, которые были
объявлены на презентации Tesla
Semi, противоречат
законам физики. Что касается гиперкара Roadster, то выскажу своё личное мнение: он не
сможет реализовать задекларированную для него мощность, сохранив ту же форму,
что у него была во время презентации. Посмотрите для сравнения на Lotus Elva – тот весь пронизан аэродинамическими
каналами и имеет большое заднее крыло. А Tesla Roadster выглядит в этом смысле так скромно,
что, боюсь, ему попросту не будет хватать прижимной силы. Что же касается самой
нашумевшей новинки компании Илона Маска – то, на мой взгляд, это нерационально
сделанный грузовик, хотя бы потому, что в угоду стилю он получил слишком
большие размеры и массу. Я уверен, что «Форду» с его пикапом F-150, который к тому же получил как
гибридную, так и электрическую версию,
бояться нечего.
Таким
образом, и в линейке перспективных продуктов Tesla, по моему мнению, нет, по крайней
мере, ничего такого, от чего можно было бы ожидать некоего прорыва на рынке.
Если вникать в детали, то объективно нет.
Так
почему же тогда инвесторы покупают акции Tesla? Или не покупают, но всё равно верят,
что Tesla – это очень круто. На мой взгляд, тут
работают три фактора: манипуляции с акциями, агрессивный маркетинг Илона Маска и
вера людей в сказку. В играх с акциями на бирже, которые позволяют заработать
на их купле-продаже, я ничего не понимаю, поэтому этот аспект комментировать не
стану. А вот на двух других остановлюсь. Есть, правда, ещё крупные «игры» на
границе экономики и политики, но от них я вообще далеко.
Сказка и быль
Итак,
многие люди, особенно, добрые и хорошие, не циничные, склонны верить в сказку.
Некоторые из них делают это подсознательно, не отдавая себе в этом отчёт – им
просто хочется чего-то прекрасного, всечеловеческого масштаба. По странному
стечению обстоятельств такие явления усиливаются в период приближения кризисов.
А подобный кризис, глобальный, политический и экономический даже не
приближается, а уже начался. Почитайте экономистов, которые мыслят в планетарном
масштабе, и вы поймёте, что это не мой бред. Ну, а про пандемию даже вспоминать
не хочется…
Этот
кризис нужно решать – на уровне мировых элит и правительств. Однако можно и
попробовать на нём заработать, дав людям эту самую «сказку» (можно назвать её «мечтой»
- так даже красивее). Дать, не реализацию сказки, а саму сказку. Мечта сбудется
либо нет – кто знает, а деньги останутся. Необходим только правильный
маркетинг, который ни в коем случае не распознаётся как маркетинг.
Ключевыми
понятиями в маркетинге Маска являются «Космос» и «Марс». Последний даже важнее.
Я не спорю с тем, что SpaceX
делает ракеты – вероятно,
более дешёвые, чем его конкуренты. И с помощью более низкой цены SpaceX отбирает у них правительственные и
коммерческие контракты на запуски. Ничего не имею против подобного положения
дел – пусть контракты действительно достаются лучшему. Но вот именно слово
«Марс», а также постоянные разговоры на тему полётов на Красную планету делают
Илона Маска в глазах общественности этаким миссионером-бессребреником. И такой
имидж миллиардер весьма успешно распространяет и на другие свои проекты,
включая производство электрических автомобилей.
В
этом бизнесе, то есть у компании Tesla, есть своё ключевое слово –
«экология», но даже оно имеет меньшее значение в целом, чем «Марс». Потому что
экология – в какой-то степени занудно, а вот Марс – это совершенно по-геройски.
Правда, ту же тему экологии применительно к Tesla Маск подаёт абсолютно безапелляционно
– «нулевые выбросы», и всё! И не случайно Илон никак не отреагировал на инициативу
компании Polestar,
которая опубликовала отчёт об углеродном следе, остающемся при производстве и эксплуатации электромобилей,
и предложила другим производителям поступить так же. Познакомившись с такой информацией,
покупатели начнут размышлять, а продажа сказки не предполагает сомнений.
И
ещё одна забавная вещь. Помните, когда компания Tesla только появилась, Илон Маск заявил о
том, что его главная задача заключается в том, чтобы убедить мир перейти на
электромобили, а сам он после этого может даже уйти. Теперь же Илон
набрасывается с критикой на самых сильных производителей, последовавших его
примеру – на Porsche,
чей спорткар Taycan
высветил недостатки Tesla Model S
и Ford, который
снова создал лучшую линейку пикапов F-150, включая электрическую версию.
Зря
Илон это делает. Такое поведение может разрушить его маску альтруиста. Хотя тема
стоимости акций довольно давно стала господствующей в информационной повестке Tesla. И это абсолютно про деньги, а не про
экологию и Марс.
Сегодня
в арсенале Маска преобладают простые методы, которые он, впрочем, широко
использовал и прежде. Речь идёт о презентации совершенно неготовых к выпуску
моделей, завышение их параметров на фоне занижения характеристик соперников, а
также нападки на последних в социальных сетях. Социальные сети – это, конечно,
главное поле Маска в продвижении своих интересов. Здесь (в Твиттере) он пишет
сам, а также орудуют (под видом независимых) множество групп, которые нападают
не только на несогласных с ними, но даже на тех, кто позволяет себе сомневаться.
При этом информация подаётся в совершенно определённом стиле – высвечивается и
преувеличивается всё позитивное в отношении Tesla и замалчивается негативное. С
конкурентами поступают с точностью до наоборот. Что касается стиля дискуссий в
комментариях к новостям, то о нём лучше даже не вспоминать. Ну, а отдел по
работе с профессиональными автомобильными журналистами в Tesla недавно попросту расформировали. А зачем
с ними общаться – они задают чересчур много вопросов.
|
Mustang Mach-E, конкурент Tesla Model 3 и Tesla Model Y |
Но я
вернусь к основной теме. Получается так: если вы хотите вовремя купить акции Tesla, чтобы их вовремя продать и
заработать на этом, тогда ловите правильные моменты. В этом я не советчик.
Объективно акции компании переоценены. А вот если вы планируете стать
совладельцем перспективной преуспевающей компании, чтобы, к примеру, передать в
последствии акции по наследству, то трижды подумайте, перед тем как связываться
с этим калифорнийским производителем. И, конечно, будьте внимательными, если
вдруг, решите купить их автомобиль. Не забудьте присмотреться к соперникам.
Фотографии Tesla, Polestar, Volvo Cars, Ford, Lotus Cars.
Читайте первую часть
этой статьи.
Юрий Кладов, 19.10.20.
Комментарии
Отправить комментарий