Обзор Porsche Taycan, пятая часть


Taycan – электромобиль от Porsche

Пятая часть: испытания, производство, выводы и перспективы

«Мы с самого начала исходили из того, что Porsche с электроприводом, как и каждая модель Porsche, должен быть наиболее спортивным автомобилем в своём сегменте». /Штефан Векбах, руководитель модельного ряда Taycan/


Компьютерное моделирование плюс испытания

Рекордный заезд на Нюрбургринге был финальным пунктом в программе испытаний Taycan, а она была весьма длинной и долгой. Взгляните хотя бы на общие цифры. Сначала виртуальные прототипы Taycan преодолели более 10 млн виртуальных километров. Затем были стендовые испытания. А суммарный реальный пробег прототипов достиг примерно 6 млн км, из них 2 млн км прошли в режиме испытания на выносливость. Кроме того, Taycan выдержал 100.000 циклов зарядки по всему миру с использованием различных технологий. Команда водителей-испытателей, инженеров и техников, которые доводили электромобиль до ума, насчитывала свыше тысячи человек.

Суммарный пробег прототипов Taycan в ходе дорожных испытаний достиг примерно 6 млн км

Испытания электромобилей Taycan проходили на территории 30 стран, температуры, при которых он тестировался, менялись в пределах от «минус» 35 до «плюс» 50 градусов по шкале Цельсия. Влажность воздуха  – от 20 до 100 процентов, а высота над уровнем моря – от 85 м ниже уровня моря до 3.000 м над уровнем моря.
Первый полностью электрический автомобиль Porsche прошёл ту же самую жёсткую программу испытаний, что и спорткары с двигателем внутреннего сгорания. Кроме высокого динамического потенциала тесты подтвердили практичность Porsche Taycan в повседневной эксплуатации при любых климатических условиях. Большое внимание, как я уже рассказал,  было уделено типичным для Porsche скоростным характеристикам на кольцевой гоночной трассе, способности к многократным ускорениям, а также приемлемому для повседневной эксплуатации запасу хода. Проверялись и специфические моменты – такие, как зарядка батареи и поддержание нужной температуры системы привода и салона в экстремальных условиях.

Температуры, при которых Taycan тестировался, менялись в пределах от «минус» 35 до «плюс» 50 градусов по шкале Цельсия

После завершения всего объёма испытаний компания пришла к выводу о том, что Taycan является настоящим Porsche, и поэтому можно начинать серийное производство. Оно стартовало 9 сентября 2019 года.

Фабрика будущего

Главу о производстве Taycan начну с того, что компания Porsche намеренно приняла решение об изготовлении своего первого электромобиля на своём первом и главном заводе в Цуффенхаузене, не смотря на то, что этот выбор сулил массу сложностей. Посудите сами, новейший завод с его передовыми технологиями и процессами пришлось создавать на производственной площадке, работающей на полную мощность (и выпускающей Porsche 911), да ещё в черте города. При этом власти Штутгарта выдвинули целый ряд требований к производителю в области устойчивого развития.

Завод, на котором выпускают Taycan, соответствует производственной технологии Porsche Production 4.0

И в Porsche превзошли эти требования! Например, рабочие прямо на строительной площадке переработали материалы снесённых помещений и затем повторно использовали их при возведении новых зданий.

Гибкое производство даёт экономию 30-40% с точки зрения инвестиций

Стоит отметить и основное достижение из области логистики – перемещение техники по стройке удалось организовать таким образом, чтобы синхронизировать его с движением одновременно и рядом работающего заводского транспорта.
В итоге в Цуффенхаузене появились новые кузовной цех (в нём выпускают кузова не только для Taycan, но и для Porsche 911), окрасочный цех, сборочный цех, а также завод по производству электрических двигателей и компонентов. Всё перечисленное выше охвачено единой информационной сетью и соответствует современной производственной технологии Porsche Production 4.0. Производство Taycan – гибкое, что даёт экономию 30-40% с точки зрения инвестиций. Здесь, кстати, можно собирать не только Taycan, но и 911-й. Однако пока решено удвоить производство электромобилей в виду повышенного спроса на них.
А ещё новый завод не наносит ущерба окружающей среде. Тут используют биогаз для выработки тепла и электроэнергию из возобновляемых источников, для внутренних перевозок применяются электрокары, а крыши покрыты зелёными насаждениями. То есть производство автомобиля с экологически чистой силовой установкой осуществляется с нулевым уровнем выбросов CO2.

Производство Porsche Taycan осуществляется с нулевым уровнем выбросов CO2, то есть не наносит ущерба окружающей среде

Проект Taycan полон символизма: точно так же как сам электромобиль является первым шагом в будущее, его производство соответствует самым продвинутым трендам.
К тому же Германия – социальная страна, в которой местному персоналу постоянно демонстрируют, что его без работы не оставят. Мало того, местным доверяют выпускать наиболее передовую, сложную, интересную продукцию. При этом повышенные затраты на зарплату приходится компенсировать за счёт новых технологий. И, как видите, гуманный подход не только не противоречит прогрессу и экономике, но и может быть мотором для них.

Буквально все обозреватели отвечают высокое качество сборки Taycan

 Уверен, наверняка найдётся человек (и не один), который возразит моим аргументам – дескать, Tesla выпускает машины сотнями тысяч и строит заводы за год. Соглашусь. Тем не менее, Tesla – это не тот случай, когда количество переходит в качество, а, скорее, ровно наоборот. Во всяком случае, пока. Неровные зазоры, отслаивающаяся краска, а также глюки «автопилота»  - это примеры массовых явлений и жалоб. Потом ведь машины этой марки и сконструированы соответствующим образом – в них сэкономили на всём, даже на силовом приводе, применительно к Model S и Model X, во всяком случае. У Tesla Model 3 и Model Y – привод лучше, но зато интерьер сверхэкономичный, каким бы минимализмом в стиле это не объяснялось.

Высочайшее качество Taycan объясняются не столько ценой, сколько отношением Porsche к данному вопросу

Пока компания Tesla оставалась единственным производителем, который выпускает относительно приличные электромобили, американцам это всё сходило с рук – мол, зато у нас электромобиль! А вот в свете Taycan недостатки всех моделей Tesla проявились очень ярко. Поэтому он и бесит как самого Маска, так и его адептов. Да, Porsche Taycan Turbo S в США стоит вдвое дороже, чем Tesla Model S Performance. Тем не менее, его высочайшее качество объясняется не только ценой, но также большим опытом в проектировании шасси и самим отношением к вопросам качества. А ещё у Tesla ни разу не было годовой прибыли, в то время как Porsche зарабатывает на каждом проданном автомобиле в среднем, если мне не изменяет память, по 17.000 долларов. Ещё раз оговорюсь, Porsche Taycan и Tesla Model S – не конкуренты. И при всём том их всё время сравнивают между собой. В первую очередь, сам Илон Маск, разумеется, подчёркивая преимущество своей продукции в виде дальности пробега, что, по его мнению, указывает на её большую эффективность.

Так какой же он, Taycan?

Если Model S представляет собой практичный электромобиль дальнего действия, который может быть очень быстрым, то Taycan, как вы, скорее всего, уже поняли, с самого начала создавался как автомобиль с высокими эксплуатационными параметрами, хотя и с электрическим приводом.

Taycan с самого начала создавался как автомобиль с высокими эксплуатационными характеристиками

У Tesla имеются недостатки – невысокое качество сборки и невозможность быстро разгоняться в любой момент. Последнее, в конце концов, может быть довольно опасным. О таких вещах, как управляемость и удовольствие при вождении, лучше промолчать – не тот случай. Здесь это и не нужно. Поклонники Tesla грезят об автопилоте пятого уровня, а не о драйверском утехах.
Свои пороки есть и у Taycan. Ведь он остаётся электромобилем, в том смысле, что имеет весьма небольшую дистанцию пробега, всё ещё продолжительное время зарядки, а также ограниченную инфраструктуру зарядных станций. Хотя автомобилисты уже заметили, что станции Ionity и Electrify America (кажется, это партнёр Porsche в США) пока пустуют, в то время как на Supercharger выстраиваются длинные очереди. Что же касается диапазона, то в самой компании его считают вполне достаточным.
Специалистов Porsche гораздо больше заботит проблема веса. Ведь законы физики – это, действительно, законы. Поэтому любая ваша попытка пройти быструю связку поворотов непременно приведёт к тому, что вы вспомните о весе Taycan. Потеря импульса заметна и при торможении. Тем не менее, используя низкий центр тяжести, моментальное ускорение, а также точные настройки электронно-управляемого шасси, инженеры Porsche отчасти с этим справились – немецкий электромобиль ощущается тяжёлым, однако не на 2.3 тонны. Как отмечают эксперты, найденные инженерные решения, позволяют Taycan двигаться с неожиданной для его массы точностью – он едет лучше, чем Panamera.
Рулевое управление новинки, правда, несколько тяжёлое, и ему не хватает нюансов обратной связи – ну, а что вы хотите от машины, передняя ось которой нагружена приводом и мощнейшей рекуперацией? Хотя уже говорят, что серийные Taycan управляются лучше тех предсерийных образцов, которые были представлены на журналистских тестах. Тут ведь надо помнить ещё и о том, что восприятие зависит от точки отсчёта. Например, в сравнении с McLaren 600LT даже 911 GT2 RS и GT3 RS выглядят не совсем идеально.

В движении Taycan присутствуют плавность и изящество

Taycan способен проходить повороты по той же траектории, что и Porsche 911, так же резать углы, как именитый спорткар, и делает всё это практически на той же скорости. Но в его движении присутствуют абсолютная плавность и изящество. А ещё Taycan может быть весьма комфортабельным – при поездках на крейсерской скорости по обычной дороге. К тому же он везёт четырёх человек и бросает вызов широкому спектру спортивно-роскошных седанов, обеспечивая чистую футуристическую альтернативу автомобилям с ископаемым топливом.

Taycan бросает вызов широкому спектру спортивно-роскошных седанов с ДВС

В целом, Porsche Taycan – это более чем хорошо. Он очень быстр, им увлекательно управлять (как в традиционном смысле, так и в необычном – имея в виду его техническую новизну, огромный крутящий момент и потустороннее молчание), и это премиум. А идеален Taycan или нет – это не главное.
Taycan – это Porsche насквозь. Он сочетает в себе высокую мощность и приличную управляемость, привлекательный дизайн и фирменную универсальность бренда, чего ещё не было на рынке электрических автомобилей. При этом у него есть собственный характер.

Taycan – это Porsche насквозь

Да, между Taycan и 911-м нет абсолютного сходства. Однако они похожи на каком-то базовом уровне, который хорошо чувствуют в Porsche. Причём это касается не только стиля, но и концепции, технических характеристик, а также поведения на дороге. После того, как в Porsche выпустили Taycan, многие клиенты связались с компанией, чтобы сказать, что это именно та машина, которую они ждали. Об этом в своём недавнем интервью еженедельнику Die Welt рассказал генеральный директор Porsche Оливер Блюм.

Многие клиенты связались с компанией, чтобы сказать, что это именно та машина, которую они ждали

Taycan – это, с одной стороны, продукт эволюции основных ценностей марки Porsche, которые распространяются на каждый аспект инженерной экспертизы и глубины разработки, с другой – первый шаг немецкого производителя в электрическое будущее.

О завтрашнем дне

«Время электромобилей пришло», - говорит Штефан Векбах. И не смотря на то, что производственная стратегия Porsche включает в себя три направления развития (машины с ДВС, гибриды и автомобили на электрической тяге), все хорошо понимают, что количество и доля последних со временем будет лишь возрастать, а значит, стратегический баланс всё больше будет сдвигаться в их сторону. Ведь этого хотят, в том числе, и клиенты Porsche – их привлекают передовые технологии, и они стремятся быть законодателями моды, а также водить автомобиль «с чистой экологической совестью», по выражению Оливера Блюма. При этом в частности удивляет, как быстро многие водители выразили готовность отказаться от звучания двигателей, которое всегда ассоциировалось с динамикой. Даже Вальтер Рёрль поразился этому в самом себе – опытнейшему пилоту понравилась тишина Taycan.

Легендарный раллист Вальтер Рёрль

Поэтому Porsche не стесняется использовать электричество – помимо седана Taycan уже в конце текущего года появится Taycan Cross Turismo, за ним последуют электрический Macan, полностью электрические модели, предназначенные для замены Boxster и Cayman, и электрические версии Cayenne и Panamera. Кроме того, вероятно в союзе с Rimac, Porsche разрабатывает новую платформу, которая включает в себя четыре электродвигателя – это сделает идеальным управление векторизацией крутящего момента и придаст автомобилю новые возможности. И, конечно, в Porsche готовятся к появлению твердотельных  батарей – они позволят уменьшить вес седана Taycan на 400 кг при сохранении прежних мощности и диапазона, что обещает совсем другую динамику!

Porsche Taycan 4S – пожалуй, самая оптимальная версия первого электромобиля из Цуффенхаузена

 Отлично! Но какую же модель (модификацию) Taycan лучше выбрать прямо сейчас? Запросы у всех, конечно, разные, но я бы порекомендовал 4S. Его первое достоинство – это цена, которая начинается с 7.793.000 рублей. При этом Taycan Turbo и Taycan Turbo S стоят соответственно не менее 10.643.000 рублей и 12.943.000 рублей. Таким образом, даже при заказе батареи Performance Plus, которая является довольно желательной опцией и стоит 482.000 рублей, вы сэкономите кучу денег. И ценой преимущества Porsche Taycan 4S не ограничиваются. Он легче, что означает большую дальность пробега, а также потенциально лучшую управляемость. Кроме того, вам не придётся выслушивать глупые шутки по поводу его названия.

Фотографии: Porsche AG.

Юрий Кладов
20.02.2020

Комментарии