Обзор McLaren Senna, пятая часть - дизайн, стиль, цифры и факты


Senna: Человек и Автомобиль

«Вы посвящаете себя уровню, где нет компромиссов. Вы отдаёте всё, что у вас есть, всё, абсолютно всё». /Айртон Сенна/


Пятая часть: дизайн, стиль, цифры и факты

Дизайн и стиль

Идеологии естественности и целесообразности придерживались не только инженеры, трудившиеся над гиперкаром Senna, но также и дизайнеры. Директор McLaren Automotive по дизайну Роб Мелвилл без тени сожаления сознаётся в том, что относился к разработке Senna почти как к созданию военной техники, предназначенной для достижения конкретной цели, которой в данном случае является бескомпромиссная производительность на треке.
«Мой подход к дизайну заключается в том, чтобы понять проблему, которую мы при помощи него пытаемся решить, - говорит Мелвилл, - я не навязываю эстетику проекту».

Дизайн фар McLaren Senna позволил не только увеличить диапазон дальнего света, но и добиться выигрыша в аэродинамике

Посмотрите на фары – глаза автомобиля. В Уокинге их смело раздели на две части, о чём я уже выше упоминал. В результате, помимо выигрыша в аэродинамике и весе удалось улучшить оптические свойства – за счёт более высокого расположения блока фар диапазон дальнего света McLaren Senna увеличился до 500 м. Каждая фара гиперкара содержит 21 светодиод: 4 светодиода обеспечивают основной луч, 5 – ближний свет, а остальные 12 – относятся к системе Static Adaptive.
Что касается задней части автомобиля Senna, то вся эстетика здесь заключается только в форме выпускных патрубков. Меня, кстати, спрашивали о том, почему три патрубка  имеют шестигранную форму. Полагаю, ради дизайна – на тех рынках, где таких трубы две – у них и форма иная. Да, сетка в задней части автомобиля присутствует лишь потому, что этого требует дорожное законодательство. Если бы не это обстоятельство, моторный отсек сзади могли бы оставить и вовсе открытым. И ещё: насколько я понимаю, третья выпускная труба предназначена для так называемого «скрытного» режима движения, в частности, в европейских городах.

Интереснее всего рассматривать McLaren Senna сбоку. В этом случае отлично видно, что облик гиперкара определяется двумя факторами – его пропорциями и так называемыми «фрагментированным дизайном» с «обрезанными компонентами кузова» и «функционально и визуально рассечёнными поверхностями».

McLaren Senna имеет необычно длинный передний свес

Сначала о пропорциях. На них, на мой взгляд, основное влияние оказали размеры и положение заднего крыла, а также величина переднего свеса кузова. Обычно у автомобиля со среднемоторной компоновкой соотношение переднего и заднего свесов составляет 2 к 1, но у McLaren Senna оно выросло до 3 к 1 – потребовалось разместить аэродинамические лезвия и увеличить передний сплиттер. Отсюда и этакий непривычный вид.
Теперь о втором факторе. Его, как мне кажется, легче всего проиллюстрировать на следующем примере. Помните, я рассказывал о том, как воздушные потоки направляются к воздухозаборникам системы охлаждения двигателя? Если вы заметили, траектория такого потока практически совпадает с подобной у суперкара McLaren 720S. Просто у последней модели эти аэродинамические потоки спрятаны за наружные панели дверей. А у Senna их безжалостно «удалили», «вырезав» куски боковин между передними и задними крыльями – с целью уменьшения веса, разумеется.

Разработчики McLaren Senna называют его дизайн «фрагментарным»

 Конечно, нельзя утверждать, что дизайн у McLaren Senna отсутствует как таковой. Но поскольку его, главным образом, определяют аэродинамика и охлаждение, то дизайнеры и выбрали такой жёсткий стиль, чтобы это подчеркнуть. Senna выглядит так, словно покинул пит-лейн LMP, что, кстати, в будущем не исключено. В FIA серьёзно обсуждают идею о том, чтобы в гонках на выносливость заменить прототипы (или один из двух классов прототипов) гиперкарами. Может быть, в Уокинге на это и рассчитывали, когда решились разрабатывать McLaren Senna?

Senna выглядит так, словно покинул пит-лейн LMP

И всё-таки красив гиперкар McLaren Senna или нет? Ежели вы считаете, что форма должна выполнять функцию, то он великолепен! Однако публика далеко не вся состоит из инженеров, поэтому дизайн нового автомобиля поначалу был принят в штыки. Со временем многие люди изменили мнение, в то время как другие остались при своём.
На самом деле, в дизайн гиперкара Senna заложен эффект привыкания. И знаете, как он работает? Когда рассматриваешь этот автомобиль по частям, видишь, что каждая из них восхитительна. Потом остаётся собрать пазл заново.
А ещё знаете, я тут как-то подумал: если Игорь Долин, дизайнер и художник из Санкт-Петербурга, ученик Михаила Шемякина, ставит лайки под снимками Senna, значит, в облике этого автомобиля действительно есть нечто эстетически прекрасное?

Дизайн интерьера

Что меня смущает в дизайне Senna, так это нижние опциональные панели дверей из стекла. Их, кстати, заказали почти  90% покупателей гиперкара, а не 30%, как ожидали в Уокинге. Не совсем понимаю, к какой области дизайна отнести эти панели – к интерьеру или к экстерьеру. Функционально – это, конечно, интерьер. Однако, с другой стороны, они сразу бросаются в глаза, когда на автомобиль смотришь как раз снаружи. Мало того, в то время как некоторых людей эти стёкла раздражают, многие журналисты назвали данное решение дизайнерской подписью Senna – возможно потому, что так считают в McLaren. Размышляю на эту тему, зная о том, что дизайн интерьера гиперкара разрабатывал Максим Шкиндер – симпатичный парень, получивший профессиональное образование в Киеве, продолживший его и в Италии и прошедший практику на Skoda. Вот я и гадаю о том, Максу ли принадлежит идея таких стеклянных панелей? Скорее всего, ему, потому что правильнее относить эти элементы к интерьеру.
Теоретически эти стеклянные панели предназначены для того, чтобы водитель мог позиционировать автомобиль по идеальной линии на треке. Однако я не думаю, что пилот имеет много возможностей коситься вниз и по сторонам. А в шлеме интегрального типа обозревать упомянутые сектора становится совсем неудобно. И всё же нижние дверные стеклянные панели что-то добавят к ощущениям водителя. Кому они принесут настоящую драму, так это пассажиру! Он сможет беспрепятственно наблюдать раскрашенные в яркую полоску бордюрные камни, с бешеной скоростью мелькающие в непосредственной близости от гиперкара. А вот при парковке в городе нижнее остекление может реально помочь.

Нижние стеклянные панели дверей многие коллеги склонны считать дизайнерской подписью McLaren

Стеклянными могут быть и верхние секции дверей, которые заходят на крышу. Такая опция добавит в кокпите гиперкара света и сделает его не только визуально просторнее, но и довольно похожим на кабину вертолёта – в сочетании с панелью управления на потолке и стеклянной перегородкой между кокпитом и моторным отсеком.

Дизайнеры McLaren не скрывают, что при создании кабины Senna они черпали вдохновение у вертолётчиков

Прозрачную перегородку между кокпитом и мотором придумали не только ради того, чтобы улучшить обзорность назад, но ещё и потому, что истинному автомобилисту приятно видеть двигатель у себя за спиной. А, впрочем, не только видеть, но и слышать.
Приступая к работе над гиперкаром Senna, в Уокинге сразу решили, что двигатель M840TR должен ощущаться как центральный источник шума – так, как если бы он находился внутри кабины. Экипаж слышит буквально всё – от шума воздуха, попадающего в шноркель над головами до симфонии выпускной системы. При этом последняя отрегулирована таким образом, что каждые 2.000 об/мин добавляют 10 дБ громкости – игра заводит, подначивая подбираться поближе к отсечке. По сравнению с McLaren P1 у Senna изменилась высота звучания – если P1 в основном ревёт, то новый гиперкар – воет. И воет громко. Настолько громко, что создатели Senna предусмотрели в нём систему внутренней связи.
Но не эта система поражает больше всего. И не технология McLaren Track Telemetry, дополненная тремя видеокамерами. Хотя MTT фиксирует и ретранслирует гораздо больше данных, чем аналоги на других моделях из Уокинга, а также, чем конкурирующие системы – от положения дроссельной заслонки и температуры шин до давления на педаль тормоза. И не шеститочечные ремни безопасности, а это серьёзно. Больше всего впечатляет наличие на борту Senna системы Push-to-Drink, которая позволяет водителю пить воду при движении по трассе, будучи при этом в шлеме. Нет, технически это несложная система. Тем не менее, само её присутствие в машине говорит о многом – минимум, о том, к каким нагрузкам нужно приготовиться. Как мне кажется, в этом термине зашифровано краткое описание концепции McLaren Senna.

Между сиденьями установлена система Push-to-Drink

Но есть ещё одна интересная вещь. Поскольку McLaren Senna ориентирован на трек, то его разработчики позаботились не только о шуме, но и вибрациях. «Не только количество шума и качество шума, но и количество вибраций, которое вы чувствуете в опорах сиденья – всё это меняется в зависимости от скорости, - поясняет Дэн Парри-Уильямс – главный конструктор (director of engineering design) McLaren Automotive, - мы намерено сделали так, чтобы добавить вам удовольствия».
В результате водитель Senna получает живую обратную связь через рулевое колесо и сиденье, через интенсивность звука и нарастание вибраций. Гиперкар уведомляет о своих пределах, позволяя приближаться к ним, затем отходить назад, не подходя чересчур близко к острию лезвия ножа. Senna всё время остаётся весьма деликатным. Но при этом скорость, которую он генерирует – феноменальна!

Цифры и факты

Максимальная скорость гиперкара Senna составляет 340 км/ч. Но этот параметр для автомобиля, нацеленного на трек – отнюдь не главное. Куда важнее показатели ускорения и замедления. Вы же помните, что тормоза также служат для увеличения скорости?
И так от 0 до 100 км/ч McLaren Senna разгоняется за 2.8 секунды, 200 км/ч способен набрать за 6.8 секунды, а 300 км/ч – за 17.5 секунд. Для преодоления четверти мили (402 м) с места гиперкару требуется 9.9 секунды. Всё это паспортные данные. При этом мы знаем о том, что тот же McLaren 720S в реальности набирает «сотню» на 2 десятых быстрее, чем по паспорту. Небольшое занижение данных – в традициях компании McLaren Automotive. Лучше слегка перестраховаться.
Теперь о торможении. Величину пути, необходимого для полной остановки с 200 км/ч я уже называл. Для того чтобы остановиться с 300 км/ч, Senna нужно 215 м, а со 100 км/ч – всего 29.5 м. При этом Кенни Брэк говорит, что вся техника торможения очень проста: надо сначала морально приготовиться к тому, что ваши лёгкие прижмутся к грудной клетке, ну а затем ударить по педали настолько сильно, насколько это возможно. В этом McLaren Senna сильно отличается от McLaren 720S – у последнего тормоза бывают несколько капризными, а педаль – мягкая.

Величина ускорения для Senna гораздо важнее его максимальной скорости

Самое интересное – это время прохождения круга. Однако таких данных очень мало. В частности, короткий круг Эшторила (4.2 км, 13 поворотов) Senna, как говорят в McLaren, проходит на 6 секунд быстрее, чем McLaren 720S. На 6 секунд! Притом что мы знаем, что 720S почти также быстр, как и гиперкар P1. Увы, официальных времён прохождения круга на трассе в Португалии узнать не удалось. Есть только время McLaren 720S, но с неизвестным водителем, что делает этот результат нерепрезентативным. Тем не менее, он равен 1:53.00.

Самый интересный показатель – время прохождения круга

Второй автодром – Сильверстоун. Но по нему информации и вовсе – крупицы, да и та «зашифрована». Сообщается, что гиперкар Senna тут на 7% быстрее, чем McLaren 720S. А самих времён нет. В Интернете ни одного результата по McLaren 720S на этом британском треке также найти не удалось, как, впрочем, и по McLaren Senna. Представлено лишь время McLaren P1, которое было установлено во время одного из трек-дней: 0:58.24. Если принять волюнтаристское решение и посчитать, что Senna в Сильверстоуне быстрее P1 не на 7%, а на 5%, то его время прохождения круга составит: 0:55.33. Кстати, прибегнув к аналогичном способу, журналисты Auto, Motor und Sport рассчитали, что преимущество McLaren Senna над Porsche 911 GT2 RS на кольце в Хоккенхайме составит 3.4 секунды.
Кроме того, имеются некоторые обобщённые данные. Так McLaren утверждает, что в среднескоростных поворотах Senna может развивать боковое ускорение на 0.2-0.3g больше, чем McLaren P1 и 720S. Это означает, что тот вираж, который они пройдут на скорости 100 км/ч, Senna проедет на 110-115 км/ч. При этом сцепление у него монументальное. Поэтому он и ведёт себя по-другому – не танцует и не играет, а вместо этого использует подвеску и аэродинамику, чтобы закрепиться на поверхности и придерживаться выбранной кривой. И только в медленных поворотах автомобиль можно пускать боком.

Отдельный от всех

На самом деле, по своим качествам McLaren Senna больше сопоставим с гоночными болидами GT3, чем с любым из дорожных автомобилей Ferrari, Lamborghini, Mercedes-AMG и Porsche. По большому счёту, в мире дорожных машин у Senna сейчас нет соперников. Тем не менее, и от автомобилей GT3 он также существенно отличается.
И отличия состоят не только в высочайшей производительности, которую показывает британец, но и в самой концепции этого гиперкара, его предназначении, если угодно.
Senna – это не кофе-автомобиль, не позёр для Instagram, не машина, которая нужна для того, чтобы быстро перемещать чью-то задницу из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас. И это не большой брат 720S, а также не эволюция P1. Это также не очередной гиперкар, призванный удивлять публику заоблачными и бессмысленными показателями.
McLaren Senna – начало новой породы гиперкаров. Он чётко сфокусирован на треке и предназначен для получения недостижимого прежде гоночного опыта.

За период между двумя публикациями этого обзора гиперкар Senna успел продемонстрировать лучшее время круга на всех гоночных автодромах, на которых он появлялся

С одной стороны, Senna демонстрирует, насколько быстрым и классным может быть автомобиль, для которого остаются доступными обычные дороги. С другой стороны, Senna является ответом на вопрос о том, каким совершенным мог бы стать гоночный болид, если бы каждую технологию в нём можно было бы использовать, если бы не было ограничений в регламенте. Майк Флевитт, генеральный директор компании McLaren Automotive, называет этот автомобиль олицетворением ДНК автоспорта McLaren. И я, считаю, он оправдывает имя Айртона Сенны.

Послесловие

Когда данный обзор готовился к первой публикации (больше года назад), преимущество McLaren Senna над потенциальными соперниками было ожидаемым, но не очевидным, по крайней мере, для этих соперников. Однако за прошедший период гиперкар Senna успел продемонстрировать лучшее время круга на всех гоночных автодромах, на которых он появлялся. Речь, разумеется, идёт о сравнении с машинами, которые так же, как и Senna, имеют допуск на дороги общего пользования. Даже очень быстрому Porsche 911 GT2 RS автомобиль из Уокинга «привёз» по несколько секунд, причём на весьма коротких треках.


Фотографии McLaren Automotive.

Оригинал статьи, опубликованный 18.12.2018, не сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 01.03.2020.

Юрий Кладов,
01.03.2020

Комментарии