Mercedes-Benz Vision EQXX: снижение массы при помощи передовых технологий

 

«Лучший автомобиль – это лёгкий автомобиль!» - подытожил свои впечатления после недавнего тест-драйва обновлённого спорткара Alpine A110S один из наиболее популярных обозревателей немецкого издания Auto, Motor und Sport Кристиан Менцель.

 И он, естественно, прав, поскольку уменьшение массы автомобиля открывает путь к улучшению его динамики и управляемости, а также к обострению ощущений водителя. Всё это важно, в первую очередь, для суперкаров и спортивных автомобилей. А вот в случае с электромобилями, коим является Vision EQXX, ещё более ценным преимуществом, которое даёт снижение веса, становится повышение энергоэффективности и, как следствие, рост дистанции пробега без подзарядки, именуемой специалистами диапазоном. В общем, для электромобиля масса – это почти столь же важный фактор, сколь и аэродинамика.

 

Электрический концепт Mercedes-Benz Vision EQXX

Для снижения веса автомобиля Vision EQXX  в «Мерседесе» использовали как новые материалы, так и уникальные технологические процессы, а также оригинальные конструкции деталей и узлов.

Так, в частности, сверхвысокопрочная мартенситная сталь MS1500, применённая для изготовления панелей кузова этого концепта, стала первым примером использования такого материала в кузовах Mercedes-Benz. Сталь MS1500 обладает исключительной прочностью и обеспечивает превосходную защиту пассажиров в случае аварии при минимальном весе. А, кроме того, в процессе её производства образуется меньший (на 70 процентов) углеродный след.

Двери EQXX сделаны из комбинации углепластика и стеклопластика (т.е. пластиков, армированных углеродом и стекловолокном) и  дополнительно усилены алюминием. А в их нижний край добавлена полиамидная пена – для улучшения поглощения энергии в случае бокового удара.

 Одним из самых любопытных узлов EQXX можно считать его задний подрамник. Он был разработан специалистами Mercedes-Benz в соответствии с принципами биоинженерии и изготовлен посредством процесса цельного литья. Такая конструкция содержит пустоты в местах, где отсутствует нагрузка, и поэтому получается на 20 процентов легче обычной. Вдобавок подобный подрамник формируется в виде цельного компонента, а не собирается из нескольких частей. Это положительно отражается на его стоимости и жёсткости, а также на точности последующего крепления деталей подвески, что потенциально может улучшить поведение автомобиля на дороге.

Правда, поскольку нижняя часть машины подвергается воздействию влаги и грязи, то отверстия нужно заклеивать – чтобы всё это не попало внутрь автомобиля. Для данной цели  в Vision EQXX применяется экологичный заменитель пластика, который разработал стартап UBQ из Израиля.

Для получения UBQ-материала используются отходы со свалки: пищевые и садовые, а также разносортный пластик, картон и даже детские подгузники. После их переработки из полученного состава на 3D-принтере печатаются заплатки в количестве 42 патчей, которые приклеиваются к отливке подрамника. В результате вся конструкция не только становится герметичной, но и приобретает нужные звукопоглощающие свойства.

 

BIONEQXX – задний подрамник Vision EQXX, основной конструктивный элемент задней части пола автомобиля

Кстати, вышеупомянутый процесс литья алюминия зарегистрирован производителем из Штутгарта под торговой маркой BIONICAST. И по данной технологии изготавливается не только задний подрамник, но и опоры стоек передней подвески (это экономит около 4 кг), а также некоторые другие, более мелкие, детали Vision EQXX.

 

Кронштейн стеклоочистителя так же, как и опоры стоек передней подвески, разработан в соответствии с принципами биоинженерии

Меня же несколько удивили диски тормозных механизмов колёс! Они сделаны не из чугуна, как это чаще всего бывает, и не из углеродного композита, что также достаточно часто встречается, а из алюминия. Впрочем, объяснение этому факту существует довольно простое: у электромобилей фрикционные тормоза работают в щадящем режиме, поскольку большая часть торможения в них осуществляется с помощью рекуперации через двигатель. Применение же алюминия позволяет сэкономить массу по сравнению с чугунными дисками и деньги – в сопоставлении с композитными деталями. А ещё тормозные диски Vision EQXX имеют специальное покрытие, предотвращающее образование металлической пыли.

 Ну, а поклонники Corvette, возможно, будут рады узнать, что на  EQXX применяются пластиковые задние пружины, армированные стекловолокном. Только в отличие от простого листа Chevrolet пружины Mercedes выглядят как полоски шириной 100 мм и толщиной 13 мм, свёрнутые в змеевидную форму.

 

Армированные стекловолокном пластиковые пружины задней подвески созданы в сотрудничестве с компанией Rheinmetall Automotive

О шинах Bridgestone Turanza Evo (как и о кованных колёсных дисках) я упоминал в своей прошлой публикации. Осталось лишь добавить, что они не только имеют сверхнизкое сопротивление качению и оптимизированы с точки зрения аэродинамики, но ещё и лёгкие.

 

Эскиз дизайна шины со сверхнизким сопротивлением качению и оптимизированной аэродинамической геометрией в сочетании с лёгким магниевым колесом

В итоге у Mercedes-Benz получился электромобиль, вес которого составляет 1.750 кг. Таким образом, он легче, чем, например, Volkswagen ID.3 с батареей на 430 км. Я напомню, что диапазон у Vision EQXX превышает 1.000 км…

 

В своей следующей статье о Vision EQXX я расскажу о дизайне интерьера, экзотических материалах и нейронных сетях.

 

Фотографии Mercedes-Benz AG.

Юрий Кладов, 15.02.2022.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальный суперкар: T.50 от Гордона Мюррея

Обзор гиперкара McLaren Senna, вторая часть

Премьера концептуального электрического хот-хэтча Volkswagen ID. GTI