Идеальный суперкар: T.50 от Гордона Мюррея

Четвёртого августа состоялась глобальная премьера первого суперкара компании Gordon Murray Automotive (GMA)

Какой суперкар (гиперкар) самый лучший? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться в критериях. Для кого-то самым важным параметром является максимальная скорость. Другие назовут разгонную динамику – секунды, за которые суперкар набирает 100, 200 и 300 км/ч. Самые продвинутые автомобилисты вспомнят про время прохождения круга – особенно на Северной петле Нюрбургринга. При этом одни придают особенное значение мощности двигателя, в то время как вторых впечатляет ширина шин…
 А вот Гордон Мюррей самым важным качеством суперкара считает удовольствие, которое тот способен доставить водителю. Так было 28 лет назад, когда он проектировал McLaren F1, ставший впоследствии культовым. Ничего не изменилось и в настоящее время, при разработке нового автомобиля, который получил имя “T.50”. Почему он так называется? Что обозначает буква “T”, я пока не знаю, а вот число указывает на то, что этот автомобиль стал пятидесятым по счёту творением, созданным британским конструктором.
 Итак, вечный рецепт блюда под названием «суперкар», по мнению Мюррея, состоит из простых ингредиентов. Главным при создании автомобиля Гордон считает достижение минимальной массы. Но что интересно: инженера, конечно же, радуют новые материалы, которые помогают решению данной задачи, однако суть, по его мнению, состоит не в этом. «Сохранение лёгкости – это образ мышления, - подчёркивает ветеран автопрома, - отказ от компромиссов позволяет добиться отличных результатов».
В качестве примера Мюррей приводит историю работы над колёсами T.50. Они здесь не такие огромные, как у других суперкаров, поскольку  процесс сокращения веса запускает цепную реакцию – легче становятся все агрегаты, узлы и детали. Инженеры и так с самого начала поставили амбициозные цели, и, тем не менее, им удалось сделать каждое колесо ещё на 0.5 кг легче, что дало экономию веса 2 кг на автомобиль. Не слишком много? Очень много! Если вспомнить о том, как Гордон радовался тому, что ему лично удалось сократить массу педального узла нового суперкара на 300 г по сравнению с McLaren F1.
Так вот, благодаря упомянутому выше образу мышления коллективу разработчиков суперкара T.50 удалось получить автомобиль, масса которого составляет всего лишь 986 кг (сухой вес 957 кг).
Да, я едва забыл подчеркнуть, что снижение веса обычно начинается с уменьшения габаритных размеров автомобиля. Суперкар T.50, имеющий длину 4.352 мм, ширину – 1.850 мм и высоту – 1.164 мм, компактнее по всем направлениям, чем Porsche 911, а легче даже, чем Alpine A110. И это не смотря на трёхместный салон и 12-цилиндровый двигатель.
Компоновка салона, при которой водитель сидит между двумя пассажирами, однако несколько смещён вперёд по отношению к ним, объясняется не блажью Гордона Мюррея, не его стремлением к оригинальности. Понятно, что это решение способствует равномерному распределению массы по бортам машины, хотя и это не главное. Инженер считает, что при таком положении водитель лучше чувствует габариты автомобиля и точнее контролирует его во время прохождения, как левых, так и правых поворотов.
 Атмосферный двигатель V12 – следующий из принципиальных пунктиков Мюррея в концепции суперкара. Почему так? Двенадцать цилиндров обеспечивают плавную работу и  специфическое звучание мотора, а также линейную характеристику мощности. Отсутствие турбонаддува избавляет от появления турбоям. Помимо этого для атмосферного двигателя требуется существенно более компактная и лёгкая система охлаждения, а также не нужны огромные воздухозаборники, которые зачастую выпирают по бокам автомобиля, нарушая тем самым его чистый дизайн. Ну, а чтобы двигатель не получился чрезмерно крупным и тяжёлым, Гордон ограничил в технических требованиях для разработчиков его рабочий объём – 4 л. Впрочем, Мюррей и сам непосредственно участвовал в создании агрегата.
В результате совместных усилий Gordon Murray Design и инжиниринговой компании Cosworth родился двигатель Cosworth GMA с уникальными техническими характеристиками. Имея рабочий объём 3.994 куб. см, мотор развивает максимальную мощность 663 л.с. при 11.500 об/мин (может раскручиваться до 12.100 об/мин) и максимальный крутящий момент 467 Нм при 9.000 об/мин. При этом 71% от этой величины доступны с 2.500 об/мин. Таким образом, литровая мощность двигателя Cosworth GMA V12 достигает 166 л.с. на литр, в то время как удельная мощность суперкара T.50 составляет 672 л.с. на тонну. Важно, что вес двигателя равен всего 178 кг.
Двигатель Cosworth GMA V12 агрегатируется с коробкой передач, которую компания Xtrac специально разработала для нового суперкара Гордона Мюррея. И данная коробка – шестиступенчатая «механика», со сближенными первыми пятью передачами и растянутой шестой, предназначенной для равномерного движения на высокой скорости. Всякие там «роботы» и «автоматы» британец в своих машинах просто не признаёт. Причина всё та же – не хочет лишать водителя ни толики удовольствия, к чему неизбежно приводит применение автоматизированных адаптивных систем. Ведь даже усилитель рулевого управления на суперкаре T.50 работает лишь при парковке!
 И, тем не менее, единственное исключение из своих правил Гордон всё же сделал. Причём весьма существенное. Чтобы не использовать антикрыло, которое неизбежно бы испортило чистый внешний вид автомобиля, инженер разработал уникальную конструкцию со встроенным в заднюю часть кузова вентилятором с электроприводом. Основная задача данного вентилятора – высасывать воздух из-под днища суперкара, создавая тем самым дополнительную прижимную силу. Предусмотрены у системы и иные режимы работы (всего их шесть) – в частности, такие, как интенсивное торможение, или же, наоборот, уменьшение воздушного сопротивления для достижения максимальной скорости. Кстати, в скоростном режиме  V-Max Boost 48-вольтовый стартёр-генератор немного помогает основному мотору разгонять автомобиль, увеличивая суммарную мощность силовой установки до 700 л.с.
К сожалению, Гордон Мюррей пока не назвал величины прижимной силы, которые суперкар T.50 способен развивать в том или другом режиме. Тем не менее, он заявил о том, что его творение «переписывает книгу правил для аэродинамики дорожных автомобилей».
Не обнародовал Мюррей и такие параметры, как максимальная скорость и динамика разгона. «Однако будьте уверены, мы очень быстры», - успокоил конструктор обозревателя Autocar Стива Кропли. И после этого в очередной раз подчеркнул, что не стремиться побить рекорды круга на Нюрбургринге или установить быстрые времена ускорения. «Меня это не интересует, - сказал Гордон, - наше внимание сосредоточено на том, чтобы T’50 доставлял большее удовольствие от вождения, чем любой из когда-либо созданных суперкаров».
Конечно же, цифры позднее появятся. Ведь пока Cosworth буквально на прошлой неделе провела испытания двигателя GMA V12 на динамометрическом стенде. В середине августа такой двигатель получит мул по имени Джордж. А в сентябре будут построены два первых прототипа суперкара T.50 – XP1 и XP2, и начнутся их дорожные испытания. Всего Мюррей намерен построить десять тестовых прототипов, программа испытаний которых включает в себя такие места, как трасса Нардо и Арьеплуг, в Швеции. Ещё одна либо две машины потребуются для краш-тестов.
Испытания должны продолжиться вплоть до октября будущего года, когда Gordon Murray Automotive начнёт собирать первый самый серийный T.50 для клиента. Его передача запланирована на январь 2022 году. После этого, в том же году должны быть произведены и переданы покупателям остальные 99 автомобилей.
Затем GMA намерена выпустить 25 суперкаров в исполнении, которое предназначено исключительно для гоночных треков.
При этом Гордон Мюррей уже сейчас уверен, что, благодаря таким поставщикам, как Cosworth и Xtrac, суперкар T.50 станет одним из тех автомобилей, которыми британцы будут гордиться.

 Фотографии Gordon Murray Automotive.

Мои другие новостные статьи на эту тему:
Впереди – детальный обзор.

Юрий Кладов, 06.08.2020.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Премьера концептуального электрического хот-хэтча Volkswagen ID. GTI