Обзор гиперкара McLaren Senna, вторая часть


Senna: Человек и Автомобиль

«Вы посвящаете себя уровню, где нет компромиссов. Вы отдаёте всё, что у вас есть, всё, абсолютно всё». /Айртон Сенна/


Вторая часть: концепция гиперкара McLaren Senna

Позиционирование

Так что же представляет собой McLaren Senna? Производитель позиционирует эту модель как самый экстремальный дорожный автомобиль McLaren – столь экстремальный, что он не просто отлично подходит для трека, а фактически является гоночным. С другой стороны, в McLaren говорят о новинке как об ультимативном спорткаре, предназначенном для эксплуатации на автодромах, хотя и имеющим допуск на дороги общего пользования. Между двумя приведёнными выше определениями нет противоречий – речь в них идёт об одном и том же.

Гиперкар McLaren Senna

Ежели сравнивать новинку с предшественниками, то больше всего Senna похож на McLaren P1. Оба автомобиля относятся к Ultimate Series и имеют наиболее сопоставимые характеристики и цены, плюс являются лимитированными. Но если McLaren P1 создавался как лучший суперкар и для дороги, и для трека, то у Senna баланс предпочтений серьёзно сдвинут в сторону трека. И хотя новинка остаётся почти полноценной дорожной машиной (которую не страшно вывести даже в город в час пик), она не является прямой наследницей гиперкара P1, как и любого другого автомобиля из Уокинга. Это совсем новая по своей сути модель.
Новую суть определяет цель, поставленная перед создателями гиперкара McLaren Senna – достижение быстрейшего времени круга и непревзойдённой чистоты связи между пилотом и машиной. Впрочем, чистота реакций тоже приводит к росту скорости, поскольку прибавляет водителю уверенности.

Философия лёгкости

Ключом же к скорости является снижение веса – не нужно ускорять, останавливать и поворачивать лишние килограммы. Лёгкость также способствует удовольствию от вождения. «Если вам будет предоставлен выбор большей мощности либо меньшего веса, всего одного поворота будет достаточно, чтобы вы каждый раз выбирали снижение веса», - утверждают инженеры McLaren.
Именно по этой причине, начиная с 1981 г., в основе конструкций всех автомобилей McLaren, будь то болиды «Формулы-1» или же дорожные спорткары, лежат лёгкие, прочные и очень жёсткие монококи из углеродного волокна – это ДНК McLaren. Наряду с центральной компоновкой, используемой для оптимальной уравновешенности и баланса, и рулевым управлением с электрогидравлическим усилителем, применяемым для обеспечения чистой связи с передними шинами.

McLaren Senna ориентирован на гоночный трек, хотя и имеет право ездить по обычным дорогам

 Монокок гиперкара McLaren Senna, получивший название Monocage III, был сделан на базе аналогичного узла Monocage II суперкара McLaren 720S. Он включает в себя «ванну», верхнюю структуру (раму лобового стекла, лонжероны крыши, стойки кузова) и усиленную (в сравнении с шасси McLaren 720S) инновационную двустенную область, находящуюся сразу за спинками сидений. Monocage III является самым мощным монококом, который инженеры McLaren когда-либо создавали для дорожного автомобиля. Он столь прочный, что позволяет гиперкару Senna участвовать в соревнованиях без установки каркаса безопасности FIA. При этом его вес составляет 94 кг.

Заднее антикрыло – самая заметная деталь в облике Senna, при этом оно весит всего 4.87 кг

Спереди к монококу Monocage III крепятся подрамник и подвеска. Напомню, передняя подвеска у всех дорожных машин из Уокинга присоединяется непосредственно к монококу, а не к подрамнику – так обеспечивается более высокая жёсткость конструкции. Подрамник же изготовлен из алюминия, поскольку помимо прочего выполняет ещё и роль сминаемой зоны, необходимой для соответствия требованиям пассивной безопасности.
Задний подрамник, к которому крепятся задняя подвеска и силовой агрегат, у модели McLaren Senna сделан в основном из углеродного волокна, что позволяет сэкономить 18 кг.

Из карбона выполнены и все кузовные панели. Британские инженеры запатентовали новый рецепт углеродного волокна, из которого изготовили, в частности, передние крылья кузова. Они весят всего по 620 г каждое, в то время как вес алюминиевых деталей McLaren 720S составляет по 2.2 кг. Вес одного заднего крыла кузова гиперкара Senna равен 2.89 кг. А вес заднего антикрыла составляет всего лишь 4.87 кг, не смотря на внушительную площадь поверхности, величина которой равна 6.500 кв. см. Суммарный вес всех кузовных панелей – менее 60 кг. Нужно заметить, что эти детали не только лёгкие и прочные, но также обладают необходимой структурной жёсткостью – чтобы выдерживать те аэродинамические нагрузки, которым они подвергаются при высоких скоростях. Так даже при 250 км/ч передний сплиттер отклоняется только на 10 мм.

Двугранные двери гиперкара Senna весят по 9.88 кг – вдвое меньше, чем у McLaren 720S

Как и суперкар 720S, автомобиль Senna имеет двугранные двери, которые заходят на крышу и открываются вперёд и вверх. Тем не менее, у гиперкара Senna двери весят по 9.88 кг – вдвое меньше, чем у модели 720S.
С целью снижения веса дверей на McLaren Senna используется не только карбон, но и боковые стёкла из двух частей – верхняя часть зафиксирована, опускается лишь нижняя. Это позволяет сэкономить на мощности, а значит, и весе электродвигателя. Помимо этого механические приводы замков дверей заменили электрическими – тоже ради уменьшения массы. Все стёкла у гиперкара Senna Gorilla Glass.

Поворачивающиеся на шарнирах двери автомобиля приоткрывают часть крыши и обнажают пороги – в McLaren Senna удобно садиться даже в том случае, когда водитель и пассажир одеты в гоночные комбинезоны и шлемы. Не смотря на это, внутри кокпита экипаж встречает продиктованная всё той же заботой о лёгкости спартанская аскетичность. Обивку (алькантру или кожу) здесь можно обнаружить лишь на крышках подушек безопасности и на тоненьких подушечках сидений. Остальное – по-своему красивое углеродное волокно.
Сиденья в McLaren Senna – произведение инженерного искусства. Цельный корпус (подушка плюс спинка) сиденья изготовлен по технологии двойной оболочки, т.е. является полым. Снаружи – карбоновая скорлупа. Дизайнеры определили те участки, где тело плотно соприкасается с поверхностью, и нанесли на них немного пены. Последующий структурный анализ позволил вырезать лишние куски каркаса. Помимо этого по всему сиденью сделали отверстия для отвода тепла, так как обнаружилось, что оно может нагреваться. В итоге вес сиденья без пенопласта и обивки составил около 2.9 кг, а с обивкой – 3.3 кг. И хотя кресло не выглядит комфортабельным, оно является таковым – не только идеально подходит для гоночной трассы, но также удобно и для обычной дороги.

В McLaren Senna удобно садиться даже в том случае, когда водитель и пассажир одеты в гоночные комбинезоны и шлемы

Удобна и посадка водителя в целом! В Уокинге предпочитают традиционный подход: сиденье пилота в гиперкаре Senna перемещается по рельсам, а педали закреплены. «Так эффективнее с точки зрения экономии веса и снижения сложности конструкции», - говорят разработчики. Руль регулируется по величине вылета и углу наклона колонки. Что касается сиденья пассажира, то по желанию покупателя оно может быть жёстко закреплено – опять-таки для уменьшения веса машины.

Каждое сиденье – это шедевр, имеющий массу 3.3 кг

С той же целью кокпит McLaren Senna оснащён лишь исключительно необходимыми органами управления. При этом те из них, которые не предназначены непосредственно для пилотажа гиперкара (во всяком случае, на автодроме), сгруппированы вместе и помещены на потолочную консоль. Речь идёт о кнопках центрального замка, включения кондиционера и управления интерьерным освещением, а также о клавишах стеклоподъёмников и ручках открывания дверей. Правда, на потолок кроме вышеперечисленного попали ещё и кнопка запуска двигателя плюс кнопка включения гоночного режима. Но в этих решениях тоже есть своя логика.

Потолочная консоль управления – одна из оригинальных деталей в кокпите McLaren Senna

А вот блок управления трансмиссией крепится болтами непосредственно к боковой части сиденья водителя. В результате получается не только небольшой выигрыш в весе (за счёт отказа от центральной консоли), но и эргономический плюс – клавиши выбора режимов Drive, Neutral и Reverse, а также кнопки включения контроля старта, системы стабилизации и сигнала аварийной остановки всегда оказываются под рукой.

Блок управления трансмиссией крепится к сиденью водителя и перемещается вместе с ним

Сэкономить (как вы понимаете, сразу в двух смыслах) также можно за счёт отказа от опциональной аудиосистемы Bowers & Wilkins с семью динамиками (которая, к слову, весит 7.32 кг) и кондиционера. Правда, насколько мне известно, никто из покупателей британского гиперкара лишать себя климатического комфорта не стал.

Если вы окажетесь в салоне McLaren Senna, то непременно обратите своё внимание на газовые упоры дверей. Их не только не прикрыли обивкой (снова ради уменьшения веса), но и специально красят в яркие цвета. А ежели загляните за спинки сидений, то обнаружите там небольшие ниши, предназначенные для хранения гоночных костюмов и шлемов. Кстати, совсем недавно компании McLaren Automotive и Sparco представили совместно созданный гоночный комбинезон, который так и называется Sparco McLaren SP16. При размере 52 он весит всего лишь 590 г и является «наиболее лёгким гоночным костюмом, одобренным FIA». К новому комбинезону McLaren прилагает шлем Bell HP7, спортивную обувь McLaren RB-8, гоночные перчатки McLaren RG-7 и даже бельё (верх) McLaren Shield RW-9. Да, отсеки за креслами – это единственное багажное пространство в McLaren Senna, что также является способом снижения массы этого автомобиля.

Кокпит McLaren Senna, справа – газовый упор двери, окрашенный в оранжевый цвет

Осталось перечислить те методы борьбы с лишним весом, которые просматриваются снаружи машины. В частности, фары McLaren Senna – на треть легче, чем у гиперкара P1, а задние фонари – вдвое. Две тонкие полоски, каждая из которых содержит 84 светодиода (60 – красных, 24 – янтарных) весят всего по 1 кг. Далее – сверхлёгкие девятиспицевые кованые колёса с креплением одной гайкой. Кроме них предусмотрен и опциональный семиспицевый комбинированный вариант, в котором обод изготовлен из углепластика, а центральная часть – из кованого алюминия. Передние опциональные колёсные диски, имеющие размерность 19 x 8J, весят по 7.5 кг – на 10% меньше базовых. Увы, масса задних колёс не сообщается. А ещё у McLaren Senna есть такая вещь, как камера нагнетания воздуха, которая сделана из карбона и расположена непосредственно под стеклянной крышкой моторного отсека. Она весит 2.9 кг – вдвое меньше, чем у McLaren 720S. Посмотрев на камеру нагнетания воздуха, вы почти наверняка заметите и выпускные трубы гиперкара Senna, которые короче, чем у вышеупомянутого суперкара, и уже в силу этого легче. Кроме того, выпускная система Senna изготовлена из никель-хромового сплава и титана. Наконец, если вам нравится чёрный цвет, то обратите ваше внимание на новую краску Caliber Black – она содержит меньше жидкости и, следовательно, имеет меньшую массу.
Нет, всё-таки забыл…. О литиево-ионной аккумуляторной батарее – уже в базовой комплектации и переходе на другой тип болтов, который позволил сэкономить 33% веса на каждом соединении.

Лёгкий и мощный

Как вы заметили, при создании McLaren Senna с точки зрения возможности снижения веса прорабатывался каждый аспект автомобиля. Это относится и к выбору типа силовой установки. Разработчики гиперкара Senna отказались от гибридного привода, так как он всё ещё приносит повышенный вес без адекватной отдачи мощности. По меньшей мере, в тех случаях, когда дело касается гоночных автодромов. Разве не доказывает то, что создатели тройки гибридных гиперкаров в определённой степени поторопились, последующий рекорд на Нюрбургринге Porsche 911 GT2 RS? Да, разработчики того же P1 получили неоценимый опыт, но также увидели, что этот путь не обеспечивает максимальную производительность на гоночном кольце. Наличие гибридной системы, как и её отсутствие – это не самоцель. Важнее эффективность силового привода и его соответствие концепции автомобиля.

Чтобы автомобиль был быстрым, он должен быть, прежде всего, лёгким

И так гиперкар McLaren Senna оснащается V-образной бензиновой «восьмёркой» с двумя турбинами наддува. Рабочий объём данного двигателя равен 3.994 куб. см. Всё это отражается в заводском обозначении нового мотора – M840TR, которое мало отличается от индекса родственного двигателя суперкара McLaren 720S – M840T. Среди конструктивных особенностей обоих агрегатов стоит отметить систему смазки с сухим картером и плоский коленчатый вал.

Когда McLaren Senna называют самым быстрым, то имеют в виду время прохождения круга, а не максимальную скорость

При этом за буковкой “R” скрываются не так уж и мало отличий двигателя McLaren Senna: оригинальный воздухозаборник на крыше, реконструированная камера нагнетания воздуха, о которой я упоминал, иной впускной коллектор, а также лёгкие распределительные валы и поршни. Кроме того, мотор M840TR оснащён двумя высокоточными топливными насосами – первый насос обеспечивает основную часть потока топлива, а второй насос пополняет поток, когда спрос становится выше. Подобная конфигурация требует меньше энергии, чем один более мощный насос, работающий на более высоких оборотах, а также, чем два параллельно работающих при равных оборотах насоса. Вдобавок в двигателе нового гиперкара применяется ионное зондирование с отдельными датчиками на каждом цилиндре, которое позволяет поддерживать повышенные уровни давления и температуры по сравнению с другими агрегатами McLaren.
В результате максимальная мощность двигателя M840TR достигает 800 л.с. (при 7.250 об/мин), а максимальный крутящий момент – 800 Нм (в диапазоне от 5.500 до 6.700 об/мин). При этом момент в 700 Нм доступен уже с 3.000 об/мин.
Таким образом, при сухом весе McLaren Senna, равном 1.198 кг (легче был лишь McLaren F1 – 1.138 кг), «восьмёрка» M840TR обеспечивает соотношение мощности к весу 668 л.с. на тонну – эти цифры можно смело назвать выдающимися.

Удельная мощность Senna, равная 668 л.с. на тонну – выдающийся показатель

Как и на других моделях McLaren в гиперкаре Senna применяется среднемоторная (центральная) компоновка. Двигатель устанавливается продольно, между задней стенкой монокока и задней осью автомобиля, и агрегатируется с семиступенчатой коробкой передач с двумя сцеплениями. У этого тандема есть две интересные фишки – технология зажигания Ignition Cut и технология Inertia Push. Первая из них позаимствована у болидов Formula 1 и опробована на суперкаре McLaren 675LT, а вторая, как я понял, используется впервые. Речь идёт о встроенном аккумуляторе кинетической энергии, который отдаёт накопленный импульс во время включения следующей передачи. Да, привод у McLaren Senna – задний.


Фотографии McLaren Automotive.

Оригинал статьи, опубликованный 18.12.2018, не сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 01.03.2020.

Юрий Кладов,
01.03.2020

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Премьера концептуального электрического хот-хэтча Volkswagen ID. GTI