Senna: Человек и Автомобиль
«Вы посвящаете себя уровню, где нет
компромиссов. Вы отдаёте всё, что у вас есть, всё, абсолютно всё». /Айртон
Сенна/
Предисловие
Эта моя статья была
опубликована в декабре 2018 г. на сайте, которого больше нет. Вместе с ним исчезли все размещённые там материалы. Я решил восстановить самые интересные из них.
Этот – первый. Чтобы не перегружать читателей, я разделил некогда единую статью на пять частей.
Первая часть: Ayrton
В прошлом году группу McLaren покинул её лидер и
основатель компании McLaren Automotive британский
предприниматель Рон Деннис. В чём причина? Амбициозный проект с Honda в «Формуле-1» потерпел
крах, и отношения с другими совладельцами бизнеса у Денниса буквально
развалились. Постепенно дело дошло до скандала и даже суда, после чего Рон был
вынужден продать свои акции бывшим партнёрам и распрощаться с Уокингом.
Айртон Сенна |
Теоретически
стратегическое решение McLaren о подписании контракта с Honda (раз уж та решила вернуться в «Формулу-1») на использовании её силовых
установок было для британцев единственно верным. Ведь речь шла о статусе
привилегированного клиента, то есть почти заводской команды. Иной возможности у
McLaren взять Кубок конструкторов (а у пилотов из Уокинга стать чемпионом)
просто не существовало. Увы, не срослось. С одной стороны, специалисты Honda переоценили свои
способности, как минимум, по части сроков достижения целей. С другой стороны,
как мне показалось, сами британцы слишком сильно ожидали от коллег из Японии
чуда, вместо того чтобы совместно с ними упорно работать на результат.
Одним из следствий
чересчур оптимистичной оценки ситуации стало приглашение в команду двукратного
чемпиона мира Фернандо Алонсо, в компанию к ещё одному чемпиону – Дженсону
Батону. Помимо амбиций в Уокинге объясняли это решение как раз тем, что два
опытных пилота помогут разработчикам быстро довести до ума машину с абсолютно
новой силовой установкой. В итоге потратили на них кучу денег (чемпионам нужно
много платить), а взамен получили лишь капризное нытьё.
Имея за плечами огромный
опыт, Рон Деннис отлично знал, что побед в «Формуле-1» порой приходится ждать,
долго ждать. Но ему, думаю, не удалось объяснить это арабским соинвесторам –
уговорить тех потерпеть ещё некоторое время. Ведь к чему, в конце концов,
привёл разрыв контракта с Honda и переход на моторы Renault? McLaren описал круг – но не по
спирали вверх, а по спирали вниз. Таким образом, команда вновь вернулась в ту
точку, в которой находилась ещё до подписания соглашения с японцами – потратив
уйму времени и опять потеряв даже теоретическую возможность выигрывать.
Полагаю, из-за
длительного отсутствия позитивных результатов возникли проблемы с мотивацией
персонала. Да и сам Деннис, вероятно, устал. По крайней мере, в его интервью
время от времени стало проявляться плохо маскируемое раздражение, причём едва
ли не всеми. Казалось, что единственным человеком, о котором Рон вспоминает с
неизменными любовью и восхищением, остаётся Айртон Сенна, трагически погибший в
1994 году. Такого гонщика и человека, партнёра и друга британцу в теперешней
«Формуле-1», по-видимому, не доставало.
Король Монако
Конечно же, Айртон Сенна
был особенным! Для того чтобы вспомнить, насколько он был необыкновенным,
достаточно, например, посмотреть на результат квалификационного круга в Монако,
который бразилец продемонстрировал в 1988 году: 1.23.998! Даже своего напарника
по команде McLaren-Honda (в которую Сенна переместился из Williams вслед за японскими моторами) Айртон превзошёл
на 1.427 секунды. Притом что данным напарником был не кто иной, как Ален Прост
– к тому моменту двукратный чемпион мира. Показавший третье время Герхард Бергер на Ferrari уступил Сенне 2.689
секунды, а Микеле Альборето, второй пилот скудерии, отстал от Айртона больше
чем на 3 секунды.
Команда McLaren празднует свою феноменальную победу в сезоне 1988 года |
Правда, гонку потом
бразилец не выиграл, хотя на 54 круге и опережал Проста на 49 секунд – почти на
три четверти круга! Дело в том, что на 64 круге Рон Деннис, беспокоясь о
машине, попросил Сенну сбавить скорость. Тот подчинился, замедлился, а спустя
три круга, потеряв концентрацию, неожиданно ошибся, зацепил барьер и разбил
болид. Зато затем в Монте-Карло Айртон Сенна побеждал целых пять (!) сезонов
подряд (!), за что его прозвали «Королём Монако».
Кстати, яростное
соперничество между Сенной и Простом привело к тому, что в 1988 году пилоты
команды McLaren-Honda выиграли чуть ли не все
гонки – 15 из 16. Занятно, что в тот сезон Алена Проста называли пилотом McLaren с двигателем Honda, а Айртона Сенну – гонщиком Honda с болидом McLaren. И это был наиболее результативный сезон в истории команды из Уокинга.
Чемпионом мира впервые стал Сенна – на болиде MP4/4 под номером «12» с
мотором Honda RA186E.
Волшебник
Затем Сенна подтверждал
статус быстрейшего автогонщика на планете ещё дважды – в 1990 и 1991 гг.,
продолжая гоняться за команду McLaren. В целом за 10 лет выступлений в «Формуле-1» бразилец выиграл 41 гонку
и завоевал 65 поулов. За свою феноменальную манеру пилотажа (на пределе
человеческого сознания, а порой, возможно, и за его гранью, как во время
квалификации в Монако в 1988 г.) Айртон получил от журналистов прозвище
«Волшебник» - в противовес званию «Профессор», которым нарекли его главного
соперника – расчётливого и острожного Алена Проста.
Человек дождя
Одной из самых ярких
гонок в карьере Волшебника стал Гран-при Европы 1993 года, который состоялся на
трассе Донингтон-Парк. Рон Деннис называет этот этап лучшей гонкой для команды
во все времена: «Айртон был молодцом, но и команда всё делала правильно – верно
выбирала моменты для пит-стопов, в то время как другие совершали ошибки». Гонка
проходила при переменчивых погодных условиях – дождь начинался четыре раза! В
итоге Сенна, стартовавший четвёртым, стал победителем этого этапа, опередив
Деймона Хилла, финишировавшего вторым, более чем на минуту. Особенно запомнился
следующий момент гонки: бразилец после старта оказался пятым, однако затем на
протяжении одного круга на мокрой трассе обошёл всех соперников и вышел в
лидеры. Этот круг ряд экспертов до сих пор считают лучшим в истории
«Формулы-1». Айртон же подтвердил на Гран-при Европы третье из своих имён –
«Человек дождя».
При переменчивых погодных условиях, когда дождь то начинается, то прекращается, Айртон Сенна бывал невероятно быстрым |
Там же, в Донингтоне,
произошёл ещё один очень забавный эпизод: Сенна установил лучшее время круга,
проехав через пит-лейн – не стал менять шины, но благодаря тому, что пит-лейн
расположен на внутренней части трассы, сократил дистанцию и сэкономил время.
Тест-пилот
Болид McLaren MP4/8 1993 года, на котором Айртон выиграл Гран-при Европы, был оснащён
слабеньким мотором Ford. Однако он имел полуавтоматическую коробку, активную подвеску и Traction Control, благодаря которым мог соперничать с более мощными Williams. Рон Деннис вспоминает, что Сенна был удовлетворён этими «игрушками»,
дававшими ему преимущество. Пилот тщательно изучал все данные и любил
заниматься оптимизацией настроек. Да и прежде Айртон вёл себя также. Он ведь
отличался техническими знаниями и вдумчивостью – мог в течение часа
рассказывать об одном единственном круге на трассе, детально описывая свои
действия и отмечая малейшие нюансы в реакциях на них машины. Даже тогда, когда
Сенна улетал в Бразилию, то постоянно думал об улучшениях – вскоре звонил
Деннису, чтобы поделиться с тем своими идеями. По словам британца, это были не просто
мысли – у Айртона все замечания записывались на бумагу, так как он был большим
педантом.
Senna
и Honda
NSX
Благодаря навыкам
испытателя и страсти к совершенству Сенна неожиданно помог разработчикам
спорткара Honda NSX. В феврале 1989 г, когда Айртон прилетел в Японию, ему предложили
прокатиться на прототипе данной модели. Пилот оценил автомобиль как «хрупкий»,
после чего ему пришлось участвовать в доводочных испытаниях NSX на треках по всему миру –
от Судзуки до Нюрбургринга.
После вмешательства бразильца
инженеры увеличили жёсткость кузова автомобиля и внесли изменения в конструкцию
подвески. Спорткар, как мы помним, у Honda получился очень
успешным. И японцы охотно признают, что без участия Айртона в доработке машины
та была бы другой.
Интересно, что некоторые
концептуальные решения, принятые для спорткара Honda NSX, проявились впоследствии в суперкаре MP4-12C, первенце McLaren Automotive. Речь идёт о центральной компоновке, лёгкости, отличной обзорности и
удобстве в повседневной эксплуатации (при выдающихся динамических
возможностях). Такое сходство объясняется не плагиатом, а близкими ценностями.
Сенна – гиперкар
Эх, как же мудро поступил
Рон Деннис, когда создал в 2008 году компанию McLaren Automotive (серийное производство дорожных спортивных автомобилей стартовало
через три года)! В то время Деннис рассматривал новый бизнес как страховку от
превратностей «Формулы-1». И сегодня, когда коллеги из McLaren Racing пребывают в кризисе, McLaren Automotive накопила такой
дизайнерский, инженерный, маркетинговый и экономический потенциал, что дерзнула
реализовать его в гиперкаре, посвящённом любимому гонщику McLaren (и ещё, вероятно, сотен
тысяч людей на Земле), легендарному Айртону Сенне, и названном его именем.
Болид «Формулы-1» McLaren MP4/4 Айртона Сенны и гиперкар McLaren Senna |
Назвать автомобиль именем
Senna? Пойдя на подобный шаг, производитель рискует поставить себя под
обвинения в том, что он пытается заработать на памяти. Но только, если это не McLaren. Айртон провёл в данной команде большую часть карьеры – шесть сезонов
и завоевал за это время, как я отмечал, три чемпионских титула. Расстались они
по-дружески. Деннис всегда понимал, что бразильцу нужен чемпионский болид. В
1994 году у Рона такого не было. Поэтому он не обиделся на то, что Айртон
перешёл в Williams.
После гибели гонщика McLaren поддерживал и поддерживает
тесные связи с семьёй Сенны. А на премьере документального фильма об Айртоне в
2013 году Рон плакал….
Повторное приглашение в команду Фернандо Алонсо было ошибкой Рона Денниса, теперь в McLaren нет их обоих |
Полагаю, идея о названии Senna пришла к менеджерам McLaren не сегодня. Однако требовалось придумать правильный автомобиль – не
только соответствующий величию знаменитого гонщика, но и подходящий ему по
характеру. Скажем так, если бы Айртон был сейчас жив, то гиперкар ему бы
понравился. Да, кстати, разработка модели McLaren Senna началась в январе 2016
года. Поэтому на этот проект можно смотреть ещё и как на символ прощания с
эпохой Рона Денниса в Уокинге.
Фотографии McLaren и McLaren Automotive.
Оригинал статьи, опубликованный 18.12.2018, не
сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 01.03.2020.
Юрий Кладов, 01.03.2020
Комментарии
Отправить комментарий