Volkswagen ID. 2all: надежда рядового покупателя

 

Не так давно на одном весьма слабом сетевом ресурсе состоялась столь же слабая по уровню дискуссия. Тем не менее, посвящена она была чрезвычайно важной теме – почти полному исчезновению с рынка доступных для массового потребителя машин, поэтому я о ней сейчас и вспомнил.

 Описание складывающейся на автомобильном рынке ситуации

 Назревала подобная ситуация постепенно и с довольно давних времён. Ведь из-за постоянно ожесточающихся экологических требований у автомобилей возрастала сложность приводов – так всё более изощрёнными становились системы впрыска топлива двигателей и всё более многоступенчатыми – коробки передач. Кроме того, усложнялось и программное обеспечение, которое требовалось для правильной работы силовых агрегатов. Увеличение сложности означает рост себестоимости. А поскольку производителям нужно зарабатывать прибыль, всё это приводит к росту цен для покупателей.

 

Концептуальный электрический автомобиль Volkswagen ID. 2all

С появлением же гибридных систем и вовсе произошёл качественный скачок – как по сложности, так и по стоимости. И ничего в этом удивительного нет. Ведь в гибридных авто вместо одной трансмиссии присутствует две, и их работу нужно синхронизировать. При этом возрастает роль «софта» - и в абсолютном измерении, и относительно стоимости «железа». Не зря же спрос на IT-специалистов постоянно растёт, как, кстати, и их зарплаты.

 Однако близкой к критической ситуация стала уже после начала массового перехода на электромобили. При этом первоначальное предположение их сторонников о том, что, как только электрические автомобили начнут выпускать в массовых количествах, то они станут дешевле машин с ДВС, оказалось абсолютно неверным. Не стали. И проблема тут, на мой взгляд, заключается не только в дороговизне аккумуляторов, но и в большом количестве всё того же программного обеспечения. Оно управляет работой электропривода, контролирует температурный режим батареи, готовит батарею к зарядке и управляет процессом зарядки. Без всего этого энергия будет расходоваться неэффективно, что для электрокара крайне плохо. Вдобавок производители стараются оснащать свои электромобили приложениями, которые отслеживают географию зарядных станций и подсказывают водителю удобные момент и место зарядки. А разработка подобных сервисов тоже требует расходов. Кроме того, автопроизводители тратят огромные средства на строительство новых заводов по сборке электромобилей и выпуску аккумуляторных батарей. Зачастую такие заводы они оснащают технологиями Industry 4.0, что должно принести экономию в будущем, однако приводит к повышенным расходам сейчас.

 Стоит также отметить, что в течение ряда последних лет автомобильные компании постоянно увеличивали цены не только для того, чтобы компенсировать рост издержек, но и сверх этого – чтобы больше заработать. Это хорошо видно по их квартальным и годовым финансовым отчётам. У меня из года в год складывается о них одинаковое впечатление: в течение года высшие менеджеры самых известных производителей постоянно жалуются на сложности, но по его завершению, как ни в чём не бывало, объявляют о рекордных доходах.

 

Volkswagen ID. 2all

Зарабатывать «скромно» стало «сложным» и «немодным» занятием. Поэтому ряд автопроизводителей одновременно с переходом на электромобили стали покидать более массовые сегменты рынка и перебираться повыше. Так, например, компания Jaguar Land Rover, автомобили которой и без того дешёвыми назвать было нельзя, теперь планирует соперничать с Aston Martin. Примерно в том же направлении меняет курс и Mercedes-Benz. Если помните, «А» и «Б» классы появились у компании из Штутгарта относительно недавно по меркам истории. Теперь же старейший в мире производитель полностью отказывается от них. При этом более традиционные классы у «Трёхлучевой Звезды» тоже дорожают. И это лишь начало, поскольку любимым словом у боссов Mercedes-Benz становится «роскошь».

 Ну, хорошо: Mercedes и раньше был премиальным брендом. Но ведь и электрический Volkswagen ID.3 стоит в Германии не менее 40 000 евро. А та жеTesla Model 3, не смотря на недавнее удешевление, имеет цену от 43 000 евро. Если же мы перенесёмся в Америку, то и там дела с ценами на электромобили обстоят не лучше. По утверждению издания Road & Track, в США имеется только пара автомобилей стоимостью менее 30 000 долл. Речь идёт о Chevy Bolt и Chevy  Bolt EUV. Таким образом, подводят неутешительные итоги журналисты, «электромобили оказались недоступными для большей части мира». А главный редактор немецкого издания Auto, Motor und Sport Биргит Пример (Birgit Priemer), которая регулярно освящает острые темы, в одной из своих недавних статей дала понять, что если ситуация будет и дальше развиваться таким образом, в стране не исключены социальные протесты.

 Народный электромобиль

 Возможно, опасаясь подобных событий, в VW Group и решили вспомнить буквальный смысл своего бренда Volkswagen, предложив потребителям электромобиль по цене менее 25 000 евро, пусть пока и в виде концепта. Заодно в немецком концерне пересмотрели всю свою имиджевую стратегию. По выражению генерального директора Volkswagen Passenger Cars Томаса Шефера, Volkswagen должен стать «настоящим брендом любви, быть ближе к клиенту и предлагать лучшие технологии в сочетании с фантастическим дизайном». В свою очередь, это, согласно уточнению Имельды Лаббе, члена правления бренда, отвечающей за продажи, маркетинг и послепродажное обслуживание, призвано означать перенос типичных достоинств Volkswagen в новый мир мобильности. Насколько я понимаю, слово «типичные» в данном случае является ключевым. Бренд хочет вернуться к себе прежнему, отказавшись от ошибочных принципов бывшего гендиректора Герберта Дисса, которые завели компанию в тупик. Примерно о том же сообщает и новый руководитель отдела дизайна Volkswagen Андреас Миндт, который говорит, что новый язык дизайна немецкой марки основан на трёх столпах – стабильности, привлекательности и волнении. Как видите, «стабильность» здесь находится на первом месте.

 Volkswagen ID. 2all или ID. Golf, или просто Golf

 Итак, 15 марта текущего года компания Volkswagen Passenger Cars представила свой новый концептуальный автомобиль, получивший обозначение ID. 2all по аналогии с другими электрическими моделями Volkswagen. Новинка представляет собой пятидверный хэтчбек, выполненный во внешних габаритах близких Polo, однако с внутренним пространством Golf. Если хотите цифр, то вот они: длина – 4050 мм, ширина – 1812 мм, высота – 1530 мм, база – 2600 мм. Ежели сравнивать с ID. 3, то ID. 2 на целых 200 мм короче. Объём багажника ID. 2 может варьироваться от 490 до 1330 л, что очень внушительно для автомобилей подобного класса, ведь, например, тот же Golf 8, который не совсем маленький, имеет объём грузового отсека от 381 до 1237 л.

 

Электрический концепт Volkswagen ID. 2all был представлен 15 марта

Серийная версия  ID. 2all, которую обещают показать в 2025 году, будет основана на архитектуре MEB Entry, представляющей собой финальный вариант эволюции фирменной платформы модульного электропривода (MEB). Примечательно, что платформа MEB Entry является переднеприводной, в то время как все предыдущие автомобили, построенные на MEB, были полноприводными либо заднеприводными. Решение о переходе на передний привод в данном случае связано с желанием разработчиков Volkswagen ID. 2all получить максимальное пространство для багажа при компактных внешних размерах автомобиля.

 Что касается непосредственно привода, то он оснащён электрическим двигателем мощностью 226 л.с., который получает энергию от одного из двух вариантов аккумуляторных батарей. Меньшая батарея имеет ёмкость 38 кВтч, а большая – 56 кВтч. Первая батарея имеет призматические литий-железо-фосфатные элементы, химический состав второго варианта пока не обнародован. При этом производитель, как это часто бывает, прибегает к маленьким хитростям. Дело в тот, что когда заявляется расчётный диапазон в 450 км по WLTP, то подразумевается более ёмкая батарея, а когда называется цена «менее 25 000 евро», то имеется в виду комплектация начального уровня, которая оснащается батареей ёмкостью 38 кВтч. Кроме того, когда Volkswagen рассказывает о том, что аккумуляторы ID. 2all можно зарядить от 10% до 80% приблизительно за 20 минут при мощности зарядки в 125 кВт, то также нужно иметь в виду аккумуляторы ёмкостью 56 кВтч. Если посмотреть на иные характеристики ID. 2all, то обе версии электрического малыша способны разгоняться до 160 км/ч и набирать скорость от 0 до 100 км/ч менее чем за 7 секунд.

 

Volkswagen ID. 2all основан на переднеприводной платформе MEB Entry

Дизайн экстерьера

 Теперь о внешнем дизайне. Не нужно пристально присматриваться к ID. 2all для того, чтобы увидеть, что новый электрический Volkswagen похож не на своих непосредственных предшественников, а на автомобили той же марки с ДВС. Как остроумно замечает редактор Autocar Джеймс Эттвуд, «концепт Volkswagen ID. 2all  выглядит именно так, как вы ожидаете от Volkswagen, что, как ни странно, совершенно неожиданно». Джеймс намекает на то, что в электрическую эпоху Volkswagen перестал быть собой, и это, по мнению журналиста, стало ошибкой.

 

Дизайн задней стойки кузова ID. 2all является интерпретацией соответствующей детали Golf Mk1

Теперь, судя по всему, автопроизводитель стремится её исправить. Так, в частности, Андреас Миндт, рассказывая о «новом языке дизайна Volkswagen», тем не менее, отмечает в облике ID. 2all его ключевые черты, которые напоминают об исторически моделях бренда. В первую очередь, речь идёт о дизайне задней стойки кузова, являющемся интерпретацией соответствующей детали у модели Volkswagen Golf самого первого поколения. Также Миндт указывает на дружелюбное улыбающееся лицо новинки и привычные пропорции, которые наряду с характерной «стойкой» модели, придают ей неподвластную времени элегантность. При этом сдвинутые к углам (и тем самым уменьшающие свесы) двадцатидюймовые колёса электрического хэтчбека создают ощущение спортивности, напоминая о Golf GTI.

 Получается, что ID. 2all как бы становится машиной времени. Он даёт представление о будущем языке дизайна бренда, отражает традиционные черты Volkswagen и возвращает нас в прошлое. И всё это одновременно.

 Фишки интерьера

 Аналогичный подход к дизайну наблюдается и в интерьере данного электромобиля и тоже, разумеется, с учётом поправок на современные технологии.

 Как теперь принято, в кабине Volkswagen ID. 2all присутствую два экрана. Меньший, с диагональю 10,9 дюйма, заменяет щиток приборов водителя. Его дублирует проекционный дисплей. Больший экран, который имеет размер 12,9 дюйма, обслуживает медиасистему. При этом стиль отображения информации на любом из дисплеев можно выбирать посредством вращения рукоятки на центральной консоли, на верхней плоскости которой изображён герб Вольфсбурга. В дополнение к современному виду водителю ID. 2all доступны классический стиль с характером Beetle и ретро-стиль эпохи Golf.

 

Интерьер Volkswagen ID. 2all, рисунок дизайнера

В первом случае на щитке отображается круглый спидометр, а во втором – ещё и круглый индикатор уровня зарядки батареи. Кроме того,  дизайнеры придумали ламповую матрицу, расположенную между круглыми приборами. Посредством  зелёного цвета она сигнализирует о включённом указателе поворота (в дополнение к красным индикаторам). Под приборами расположены белый логотип VW и цифровые часы в стиле восьмидесятых.

 Что касается дизайна информационно-развлекательной системы, то две упомянутые эпохи отражаются на центральном экране при помощи изображения классического радио с двумя большими ручками и полосой частот между ними (Beetle) и посредством «кассетника» с анимированными кнопками перемотки «вперёд» и «назад» (Golf).

 Похоже, в Volkswagen вслед за Porsche поняли, что не стоит отказываться от своей истории. Ведь она является тем редчайшим конкурентным преимуществом, которым никто из соперников не может воспользоваться. Наследие Volkswagen, давнее знакомство с ним, то искреннее тепло, которое многие автомобилисты испытывают к этому бренду, помогает выделиться среди многочисленных новых соперников. Когда у вас есть водитель Polo или Golf, который подумывает о переходе на электромобиль, ID. 2all может оказаться для него очень подходящей вещью. А возможность размышлять о собственных ценностях и давних традициях – это большое преимущество, которому может позавидовать даже Tesla.

 

Интерьер Volkswagen ID. 2all

Частью истории Volkswagen является тот факт, что многие годы этот немецкий бренд ассоциировался не просто с доступными автомобилями, но ещё и весьма качественными, а также удобными. Поэтому разработчики ID. 2all постарались, чтобы он соответствовал этим воспоминаниям. Прежде всего, это касается пересмотренных органов управления.

 

Volkswagen ID. 2all оснащён стильным рулевым колесом с упрощёнными органами управления

При помощи центрального контроллера, который я ранее упоминал, можно не только выбирать стили отображения информации, но и изменять режим движения электромобиля. Селектор передач дизайнеры, похоже, переместили на рулевую колонку, так как кулисный переключатель у ID.3, встроенный в приборную панель, был совсем неудобным. А рулевое колесо избавили от сенсорных ползунков, заменив их вращающимися колёсиками и всего четырьмя кнопками. При этом оно получило стильную спортивную форму. Плюс у ID. 2all появилась отдельная панель управления кондиционером, доступ к ключевым функциям которой осуществляется кнопками, а для медиасистемы сделали классический регулятор громкости.

 В числе других вещей, повышающих удобство пользования, стоит упомянуть ящик для хранения вещей под полом багажника, запираемый отсек ёмкостью 50 л под задними сиденьями, две подставки для смартфонов с беспроводной зарядкой, USB-C-разъёмы и розетка на 230 вольт, а также панорамный люк в крыше.

 

Ёмкость под полом багажника

Что касается инновационных технологий, то серийный вариант Volkswagen ID. 2all получит Travel Assist с полуавтономными функциями вождения, электронный планировщик маршрутов, матричные светодиодные фары IQ. Light и задние светодиодные 3D-фонари, а также сиденья с функциями массажа.

 Финансовая сторона проекта

 И я напомню: целью этого проекта является серийное производство электромобиля по цене менее 25 000 евро. Как этого можно достичь? За счёт масштабирования. То есть за счёт производства на платформе MEB Entry огромнейшего количества электромобилей под марками Volkswagen, Cupra и Skoda. Помимо ID. 2all речь идёт о серийной версии концепта Cupra Urban Rebel, будущем SUV от Skoda и ещё одной модели Volkswagen – компактном кроссовере, который должен отличаться суровым стилем, вдохновлённым T-Cross и T-Roc. Имён у всех этих машин пока нет. Тот же ID. 2all могут назвать ID.2, по аналогии с другими электромобилями Volkswagen, либо, наоборот, Golf. Возможен и комбинированный вариант – ID.Golf.

 Volkswagen не называет запланированный объём производства электромобилей на архитектуре MEB Entry. Зато сообщает о том, что в целом концерн планирует захватить 80 процентов европейского рынка электрических автомобилей. Звучит угрожающе, не правда ли? Но иначе не достигнуть поставленных целей. Кстати, в 2019 году цифры планировались несколько иные: указывались целевая цена в 20 000 евро и доля рынка в 70 процентов. Но время заставило скорректировать планы. Тем не менее, как говорит Томас Шефер, это по-прежнему «совсем не простая игра».

 Однако радует тот тёплый приём, который автомобильные СМИ, а также их читатели и зрители оказали концепту Volkswagen ID. 2all. Этот маленький электромобиль понравился и немцам, и британцам, и даже американцам. Последние уже просят концерн пересмотреть планы с учётом их интересов. Так, например, читатели Car and Driver оценивают ID. 2all в своих комментариях как «возвращение к здравому смыслу», как отличный пригородный и городской автомобиль, а также как «отвечающий всем требованиям второго автомобиля в семье». Такая позитивная реакция на ID. 2all показывает менеджерам в Вольфсбурге, что они на правильном пути.

 А вы бы хотели приобрести такого электромалыша? За 25 000 евро? По курсу ЦБ на сегодня получается 2 177 385 руб.

 

Фотографии Volkswagen.

Юрий Кладов, 06.04.2023.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Идеальный суперкар: T.50 от Гордона Мюррея

Обзор гиперкара McLaren Senna, вторая часть

Премьера концептуального электрического хот-хэтча Volkswagen ID. GTI