Ambition 2039: Mercedes-Benz на пути к будущему без CO2

 

Cтать «зелёным» не так просто, как купить электромобиль /Томас Ингенлат, генеральный директор Polestar/

 

 

Чем дольше пытаюсь разобраться в теме пересаживания человечества на машины с электрическими приводами, тем лучше понимаю, как здесь всё непросто. Раньше я изучал материалы, связанные главным образом с деятельностью шведской компании Polestar. А теперь вот взялся за «мерседесовскую» программу Ambition 2039, которая, как видно уже из её названия, рассчитана без малого на двадцать лет.

 

Электромобиль Mercedes-Benz EQC 400 4MATIC на заводе в Бремене

Работа по достижению CO2-нейтральности (то есть будущего без двуокиси углерода) для производителя автомобилей складывается из трёх слагаемых. Первое – это переход на выпуск чисто электрического транспорта. Второе – постепенное сокращение выбросов CO2 с доведением их до нуля при производстве электромобилей (включая всю цепочку создания стоимости). Третье – обеспечение своих клиентов зарядкой от возобновляемых источников энергии.

 Стопроцентные электромобили

 Первая из упомянутых задач для Mercedes-Benz – пожалуй, наиболее лёгкая. С точки зрения создания соответствующих конструкций автомобилей и подготовки их производства, как вы можете узнать из моей статьи «Электрические амбиции Mercedes-Benz», компания почти готова к полному переходу на выпуск электрических машин уже сейчас. А полностью будет готова через два года. И, тем не менее, процесс этот растянется на долгое время из-за постепенности изменений вкусов потребителей. Поэтому в Штутгарте уделяют так много внимания различным гибридным системам, высшей стадией развития которых считаются так называемые «подключаемые гибриды» - они должны стать своеобразным переходным мостиком, который призван связать в сознании массового автомобилиста обычные машины, оснащённые ДВС, с электромобилями, сделав электрический привод и сам процесс зарядки привычным.

 Экологически чистое производство

 В то время как первая из трёх задач – самая простая, вторая проблема – напротив, очень и очень сложная. Если принимать во внимание только собственные заводы Mercedes-Benz, задействованные в производстве электромобилей (таковых, кажется, семь), то там всё хорошо. Полной CO2-нейтральности они достигнут к концу 2022 года. То же самое можно отметить и про заводы немецкой компании, впускающие аккумуляторные батареи. Их также семь, и находятся они на трёх континентах, хотя большая часть производств сосредоточена всё же в Европе. Местное производство высокоэффективных аккумуляторных систем играет главную роль в стратегии Mercedes-Benz, которая сочетается с всеобъемлющей концепцией устойчивого развития и охватывает весь жизненный цикл батареи вплоть до её утилизации.

 

Mercedes-EQ: глобальная производственная сеть – автомобильные заводы

Mercedes-EQ: глобальная производственная сеть – аккумуляторные заводы

Но у компании есть ещё и десятки поставщиков, которые разбросаны по всему миру. Поэтому (в соответствии с программой Ambition 2039) цель по обеспечению климатической нейтральности включается во все контракты с партнёрами. Таким образом, после 2039 года комплектующие, не соответствующие критериям программы, не смогут проникнуть через ворота Mercedes-Benz. Одновременно с этим производитель и его поставщики работают над увеличением доли вторичных материалов. Особенное внимание уделяется аккумуляторным элементам.

 При этом уже сегодня Mercedes-Benz согласовал чёткий набор условий с двумя их поставщиками. В частности, поставляемые для батарей элементы должны изготавливаться с использованием 100% возобновляемых источников энергии. Уже это значительно снижает углеродный след батареи в целом. Второе требование: содержание кобальта в элементах уже в 2021 году не должно превышать десяти процентов. Ну, а в перспективе постлитиево-ионные технологии позволят и вовсе исключить из технологического процесса кобальт и другие подобные материалы. Дальнейшая же оптимизация производства включает в себя реализацию вторичной переработки.

 А чтобы обеспечить ответственную добычу кобальта, лития и иного сырья Mercedes-Benz уже сделал Стандарт ответственной добычи полезных ископаемых IRMA компонентом контрактов, планируя работать только с поставщиками, принимающими данные требования. Кроме того, такие контракты предусматривают строгую сертификацию и независимый аудит в рамках ОЭСР – Организации экономического сотрудничества и развития.

 Зелёная зарядка

 И теперь третье слагаемое успеха на пути избавления от CO2 – это зарядка от ВИЭ. Но как этот процесс контролировать? Ведь водитель часто сам не знает, от каких источников получает энергию та или иная общественная зарядная станция, та либо иная электрическая сеть. Тем более электричество – не бензин, оно по качеству везде одинаковое.

 

Электромобиль Mercedes-Benz EQV на одной из зарядных станций Ionity

Чтобы решить эту проблему в Mercedes-Benz придумали программу Green Charging, которую встроили в сервис Mercedes me, получив в результате сервис Mercedes me Charge. В Европе он будет предложен в следующем году. Но как этот сервис работает?

 Относительно просто. В течение определённого периода времени анализируется, какое количество электроэнергии было получено автомобилями Mercedes-EQ через сервис Mercedes me Charge. Ну, а затем автопроизводитель следит за тем, чтобы её эквивалентное количество было компенсировано подачей в сеть для зарядки автомобилей именно зелёной энергии. В Mercedes-Benz считают, что подобный процесс даёт «гарантию происхождения энергии» и полагают, что владельцам их электромобилей и подключаемых гибридов такая гарантия будет приносить моральное удовлетворение.

 Причём, если прежде она была обеспечена лишь на зарядках такой избранной сети, как Ionity (Mercedes-Benz является одним из соучредителей этого консорциума), то теперь, благодаря  Mercedes me Charge, станет доступной ещё и на 175.000 общественных станциях зарядки по всей Европе.

 Масштабно, не правда ли?

 

 

Фотографии: Daimler AG.

 

Юрий Кладов, 24.12.20.

Комментарии