Обзор McLaren 720S, вторая часть


Родезийский риджбек: McLaren 720S

Гайдн Бейкер, руководитель программы McLaren 720S, говорит, что на трассе его автомобиль быстрее, чем 675LT. Мало того, на большинстве автодромов 720S способен побить даже McLaren P1.




Вторая часть: концепция и конструкция

Первый из второй генерации

Итак, 7 марта текущего года, на моторшоу в Женеве, компания McLaren Automotive из Уокинга представила новый суперкар McLaren 720S. Этот автомобиль относится к основным моделям британского производителя, то есть не является лимитированным. И это не только первый представитель второго поколения «Супер-серии», но и первая из пятнадцати машин, которые британцы обещают выпустить к 2022 году.
Замышляя McLaren 720S, его создатели стремились развить концепцию «суперкара на каждый день», сделав эту модель ещё более универсальной и наделив её необычайной широтой и глубиной возможностей. Проще говоря, парни захотели получить одновременно всё – автомобиль для города, болид для трека, а также гранд-турер для путешествий. Для достижения цели требовалось совместить удобство модели 570GT с острыми ощущениями суперкара 675LT и догнать по скорости гиперкар P1. Дополнительным ограничением было требование по сохранению ценового уровня предшественника, т. е. McLaren 650S Coupe.

Памятная фотография в честь начала производства второго поколения автомобилей Супер-серии, то есть суперкара McLaren 720S

Снова на те же грабли? В общем-то, да, но несколько в иных условиях. Всё дело в том, что за прошедшие годы Майк Флевитт, исполнительный директор McLaren Automotive, действительно сделал из британской компании открытый для клиентов гостеприимный дом. Как следствие, значительно улучшились коммуникации между клиентами и разработчиками, и серьёзно вырос уровень взаимопонимания между ними. Теперь инженеры McLaren лучше знают, что от них хотят, а покупатели неплохо разбираются в том, что им предлагают. И не случайно первые 400 суперкаров 720S были проданы сразу после предварительного показа (до Женевы), а ещё 1.400 машин – после Женевского автосалона, но прежде, чем начались первые поставки клиентам. Забегая вперёд, отмечу, что в текущем году компания McLaren Automotive планирует собрать 1.200 экземпляров 720S, а в следующем – не более 1.500 автомобилей.

Эволюция-революция

Чтобы решить столь высокие и во многом взаимоисключающие задачи, которые были поставлены при разработке McLaren 720S, потребовались поистине неординарные решения. С другой стороны, разработчики из Уокинга также выжали максимум из накопленного за все предшествующее время опыта (узнаю McLaren).

Монокок автомобиля McLaren 720S получил наименование Monocage II

Как и на других автомобилях McLaren, на суперкаре 720S применяется шасси, основу которого составляет монокок из углеродного волокна. Однако если у модели 650S монокок напоминает ванну, то у 720S – представляет собой замкнутую пространственную структуру – примерно такую же, как у гиперкара McLaren P1. Собственно монокок автомобиля McLaren 720S, получивший наименование Monocage II, сам состоит из «ванны», сильно похожей на таковую у спорткара 570S, и верхней структуры, которая объединяет в себе рамку лобового стекла, лонжероны крыши, B-стойки и контрфорсы (или C-стойки). Таким образом, верхняя структура заменяет стальные и алюминиевые детали, используемые в спорткаре 650S. В результате новая конструкция имеет не только меньшую массу и большую жёсткость, но и способствует пониженному расположению центра тяжести – не только за счёт уменьшения массы в целом, но и благодаря тому, что вес сняли, прежде всего, с верхней части машины.

Применение карбона для изготовления передних стоек кузова, позволило сделать их необычайно тонкими, что улучшило обзорность суперкара. Для этой же цели задние стойки были выполнены сдвоенными, а промежуток между двумя параллельными планками закрыт стеклом Gorilla Glass. В результате 720S получил фактически полное круговое остекление, и с учётом стеклянной крыши его кабина стала похожа на колпак истребителя F16. Всё это не только красиво, но и удобно – так во время тест-драйва в Риме (а езда в этом городе на светофорах напоминает сражение в «Формуле-1» перед первым поворотом) все водители единодушно отмечали великолепную круговую обзорность автомобиля, которая постоянно спасала от неприятностей. Пассажир же в новом британском суперкаре и вовсе чувствует себя так, будто сидит в первом ряду на верхней палубе автобуса AEC Routemaster, лишь с той разницей, что палуба в данном случае помещается очень низко.
«Ванна» же в Monocage II примечательна тем, что имеет заниженные и зауженные пороги, а самые нижние точки в них максимально смещены вперёд. Это облегчает вход в автомобиль и выход из него. Однако ещё в большей степени удобству посадки и высадки способствует доработанная конструкция дверей.

Monocage II

Двери у 720S по-прежнему перемещаются как крылья бабочки, но теперь заходят на крышу. Двери открываются на угол 80 градусов и требуют на 155 мм меньше пространства с каждой стороны автомобиля, чем у McLaren 650S. Высота же нового суперкара с полностью открытыми дверями составляет 1.953 мм.

Двери у 720S перемещаются как крылья бабочки, но заходят на крышу

Кроме того, в интерьере 720S (за спинками сидений) предусмотрено дополнительное место для перевозки вещей, объём которого составляет 210 л. В компании утверждают, что этого достаточно для того, чтобы поместить там клюшки для гольфа. Так или иначе, вкупе с передним багажником, равным 150 л, суммарный объём «грузового» пространства у нового британского суперкара достигает 360 л, что сопоставимо с BMW первой серии и Ford Focus. Вот только жаль, что у McLaren 720S нет стеклянного заднего люка – такого, как у McLaren 570GT, у которого, по всей вероятности, и была позаимствована идея с двумя багажниками.

Двигатель и трансмиссия

Спереди и сзади к монококу Monocage II крепятся лёгкие алюминиевые подрамники, которые поглощают энергию удара при авариях, а также улучшают ремонтопригодность и снижают стоимость. В свою очередь на подрамники устанавливаются компоненты передней и задней подвесок, а также силовой агрегат, который, как обычно, помещается продольно за спинками сидений, перед задней ведущей осью.

В задней части McLaren 720S имеется окно, через которое виден двигатель, который ещё и подсвечивается

Как и у других автомобилей McLaren, у новой модели 720S силовой агрегат включает в себя бензиновый восьмицилиндровый V-образный двигатель с двойным турбонаддувом, а также семиступенчатую коробку передач с двойным сцеплением.

Двигатель M840T

По сравнению с мотором предшественника двигатель суперкара McLaren 720S имеет увеличенный на 3.6 мм ход поршня, а значит и больший (на 195 куб. см) рабочий объём – он составляет 3.994 куб. см. Поэтому и обозначение у нового мотора соответствующее – M840T, что означает: 8 цилиндров, 4.0 л, турбо.
Усовершенствованный двигатель получил множество новых деталей, среди которых: удвоенное (с 8 до 16) количество форсунок, впускной и выпускной коллекторы, облегчённые поршни и головки блока цилиндров, шатуны и коленчатый вал, промежуточные охладители наддувочного воздуха, а также турбокомпрессоры. Самое главное – это турбокомпрессоры – двухпоточные (twin-scroll) с низкоинерционными турбинами, способными раскручиваться аж до 160.000 об/мин.

Тест-драйв McLaren 720S для прессы проходил в окрестностях Рима

Характеристики у двигателя  M840T – выдающиеся. Он развивает мощность 720 л.с. (что отражено в названии автомобиля) при 7.000 об/мин, а также крутящий момент 770 Нм в интервале 5.500-6.500 об/мин. При этом сухой вес суперкара McLaren 720S равен 1.283 кг, а снаряжённая масса DIN составляет 1.419 кг. Таким образом, новый двигатель обеспечивает новому суперкару удельную мощность до 561 л.с. на тонну. На рынке нет других суперкаров со столь высокими показателями, как и нет более лёгких машин. В частности, снаряжённая масса у Ferrari 488 GTB на 85 кг выше, чем у британского соперника. Нет равных McLaren 720S и по эффективности – средний расход топлива у этого автомобиля равен 10.7 л/100 км при выбросах CO2  249 г/км. Столь скромному аппетиту помимо всего прочего способствует функция Start/Stop, которая в 720S предусмотрена.

По умолчанию в системах управления и шасси, и привода McLaren 720S выставлен алгоритм Sport

Обратите внимание на один любопытный момент: при одинаковом рабочем объёме турбированные двигатели могут иметь совершенно разный характер работы. К примеру, 4.0 литровый двигатель спортивного автомобиля Mercedes-AMG GT R достигает максимального крутящего момента уже при 1.900 об/мин, в то время как мотор суперкара McLaren 720S – лишь при 5.500 об/мин. Двигатель «Макларена» вообще ведёт себя довольно интересно: в зоне до 3.000 об/мин он, может быть, и не очень хорош. Зато затем он становится похожим на «атмосферник» большего объёма – всплеск ускорения почти не замедляется даже тогда, когда стрелка тахометра ныряет в красную зону – 8.100 об/мин, на первых двух передачах, и 8.200 об/мин – на остальных. Так что не спешите делать выводы, едва завидев слово “turbo” и посмотрев на значения мощности и крутящего момента.
Изюминки у McLaren 720S можно найти не только в настройках мотора, но и в работе коробки передач. Она не только переключает передачи ещё на 45% быстрее, чем у модели 675LT, ориентированной на трек, но и делает это по-разному, в зависимости от выбранного режима. И здесь вся вкусность заключается не столько в скорости переключений, сколько в характере. В режиме Sport смена передач происходит театрально жёстко и в сопровождении необычного рыка двигателя, а в режиме Track – более плавно, почти незаметно. Становится понятно, что режим Sport предназначен для эмоционального удовольствия, в то время как трековый алгоритм служит достижению максимальной скорости или, точнее, минимального времени прохождения круга на гоночном кольце – никакого отвлечения на эмоции, которые могут этому результату помешать!

Параметром, который лучше всего отражает суммарное качество суперкара, является время прохождения им круга на разных автодромах

Кстати, об алгоритмах. И для силового привода, и для шасси суперкара McLaren 720S предусмотрены по три режима работы: Comfort, Sport, Track. Две системы настраиваются по отдельности после нажатия кнопки Active. Но обратите ваше внимание на отличие в перечне алгоритмов – у McLaren 650S были Normal, Sport и Track. «Нет ничего нормального в данном автомобиле», - шутят по этому поводу разработчики. И ещё одним подтверждением их слов служит тот факт, что по умолчанию в системах управления и шасси, и привода выставлен алгоритм Sport (а не Normal, как было раньше).
И действительно, как можно говорить о «нормальности» автомобиля, который от 0 до 100 км/ч разгоняется всего  лишь за 2.9 секунды, до 200 км/ч – за 7.8 секунды, а до 300 км/ч – за 21.4 секунды. Четыреста метров с места McLaren 720S проходит за 10.3 секунды, а его максимальная скорость составляет 341 км/ч. Осаживает 720S тоже «неплохо»: со 100 км/ч – за 29.7 м, а с 200 км/ч – за 117 м (4.6 секунды). Этому способствуют эффективные колёсные тормоза с углеродно-керамическим дисками и шестипоршневыми суппортами в сочетании с аэродинамическим тормозом. Кто-то из австралийских коллег, также в шутку, опубликовал такую информацию: чтобы разогнаться от 0 до 100 км/ч и затормозить до полной остановки, McLaren 720S требуется на 0.1 секунду меньше, чем Mini John Cooper Works для разгона до сотни.

Впрочем, не смотря на крутость всех этих цифр, я бы не стал придавать им слишком большого значения. Знаете, по признанию того же Гордона Мюррея, он единственный раз в жизни разогнался на своём F1 до скорости 362 км/ч, не дотянув 24 км/ч до максималки. Да и разницу в две десятых секунды при разгоне человек почувствовать не способен. Эти цифры публикуются для того, чтобы суперкары лучше продавались. Причём раньше упор делался на максимальную скорость, однако после того, как она перевалила за достижимые пределы, реклама переключилась на динамику разгона. Тем не менее, гораздо важнее ощущения от автомобиля – например, информативность руля и педалей приносит больше удовольствия, чем цифры в таблице. Нет ничего важнее базовых принципов динамики: высокой жёсткости шасси, минимальной массы, малых моментов инерции. Параметром, который лучше всего отражает суммарное качество суперкара, является время прохождения им круга на разных автодромах, потому что в эти цифры заложено многое: и динамика разгона, и торможение, и скорость движения в поворотах. Но и он не даёт полного представления об автомобиле, так как почти ничего не говорит, в частности, об эргономике или комфорте. Да и об эстетических качествах умалчивает.

 Стратегия упреждения

 Как я уже отмечал, с момента появления на рынке суперкара MP4-12C производитель из Уокинга предлагает покупателям автомобили с недостижимым для соперников балансом плавности хода и управляемости. Ключом к этому конкурентному преимуществу служит PCC – система контроля шасси, которая на суперкаре McLaren 720S присутствует в виде своего второго поколения – Proactive Chassis Control II (PCCII). По «железу» две генерации системы отличаются незначительно – в новом поколении используются на 12 датчиков больше, в том числе по акселерометру на каждом колесе. Главные же новшества относятся к алгоритмам обработки данных и стратегии управления. Разработкой усовершенствованной технологии управления шасси инженеры McLaren Automotive занимались вместе со специалистами из Кембриджского университета.


Схема системы Proactive Chassis Control II (PCCII)

За 6 лет (!) партнёры добились того, что научили работать подвеску с упреждением – PCCII умеет просчитывать ситуацию, подстраивая амортизаторы под те дорожные условия, которые наступят в следующее мгновение, а не под те, что были мгновением раньше. Нечто
похожее, судя по описанию, применяется на новом Porsche Panamera. С той лишь разницей, что гидравлически-связанных амортизаторов, как мне помнится, у Porsche нет.
Помимо PCC в McLaren 720S по сравнению с 650S изменилась геометрия подвески, при сохранении общей схемы – на двойных поперечных рычагах. Инженеры достигли того, что колёса сохраняют сцепление с дорогой даже на весьма неровном покрытии. Кроме того, разработчикам удалось снизить неподрессоренные массы. Уменьшению неподрессоренных масс способствовали и новые кованые диски колёс. А новые шины Pirelli P ZERO Corsa уже сами по себе обеспечивают на 6% большее боковое сцепление. Размерность шин: 245/35 ZR19 – спереди, 305/30 ZR20 – сзади. И, наконец, для преодоления лежачих полицейских и других неровностей передняя часть McLaren 720S может подниматься над дорогой на 30 мм посредством гидравлики.

При почти маниакальном стремлении инженеров McLaren к лучшей управляемости и чистоте обратной связи уже не удивляешься тому, что они отказались от модного сегодня электромеханического усилителя в пользу традиционного – электрогидравлического. Такой выбор означает, что для владельцев 720S остались недоступными система автоматической парковки и другие цифровые помощники, действие которых «завязано» на автоматический поворот руля. Таким образом, водитель британского суперкара может рассчитывать только на банальные датчики парковки и камеру заднего обзора. Ах, нет – в качестве опции можно заказать ещё «рыбий глаз» - камеру с 360-градусным обзором. Зато 720S рулится, как Lotus Elise. Проходя повороты, британский суперкар каждый раз как бы напоминает о том, что это непростительно, когда спортивный автомобиль так тяжёл, как Chiron, какую бы мощность он не предлагал.


Фотографии McLaren Automotive.

Оригинал статьи, опубликованный 20.06.2017, не сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 17.03.2020.

Юрий Кладов, 17.03.2020



Комментарии