На
мой взгляд, чтобы рассмотреть перспективы «Формулы-1», необходимо оценить
будущее двух её основных составляющих – технологической и спортивной. Первая из
них служит инженерной и даже идеологической базой для производителей двигателей
и FIA, в то время
как вторая (включая оборотную сторону – шоу) привлекает зрителей, за которыми
следуют рекламодатели, что обеспечивает саму финансовую возможность
существования всех участников изучаемого спортивного механизма, включая
организатора соревнований и, разумеется, команды.
Техника и идеология
Зачем
я использую термин «идеология»? Потому что техника в «Формуле-1» помимо прочего
служит ещё и обоснованием того, зачем её участники этим занимаются – почему её
технический регламент имеет именно такой, а не какой-то другой вид. А именно
благодаря ему, регламенту, F1,
прежде всего, отличается, от иных видов автомобильного спорта, в том числе от остальных
гонок на машинах с открытыми колёсами,
проводимых на автодромах.
Вспомните,
как к 2014 году в «Формуле-1» появились гибридные силовые установки. Как символ
привнесения топливной эффективности, то есть экономичности и экологичности. Но
кому и зачем это потребовалось? В первую очередь, компании Mercedes-Benz, которая в то время активно
продвигала свои гибридные массовые модели на рынок, и чиновникам FIA, желающим показать мировой
общественности, что они находятся на гребне технического прогресса.
|
Борьба Льюиса Хэмилтона с Фернандо Алонсо на Гран-при Венгрии |
Не
знаю, можно ли каким-нибудь образом оценить вклад Formula 1 количественно, но в целом
популяризация электрификации двигателей внутреннего сгорания удалась. Сегодня
гибриды (от подзаряжаемых до мягких) – это самый популярный тип автомобилей в
Европе. И покупатели отлично усвоили, что они помогают экономить топливо,
увеличивая при этом дальность пробега.
Но
это покупатели. Что же касается автопроизводителей, то для них гибридизация – уже
вчерашний день, и они поголовно переходят на производство чисто электрических
автомобилей с батарейным питанием, делая это с такой активностью, которую ещё
полгода назад предсказать было невозможно. И если смотреть на компании, уже
принимающие участие в «Формуле-1», то сверхактивной в области электромобилей
сейчас является не только Mercedes-Benz, как было с гибридами, но и Renault (Alpine).
|
MQS - новый флагман Mercedes-Benz, уже электрический |
С
этой точки зрения приход каких-либо «новых производителей» в «Формулу-1» при
том регламенте, который вступит в силу в будущем году, выглядит крайне
маловероятным. Причина проста: силовые установки болидов остаются гибридными,
что перестаёт отвечать ситуации на мировом автомобильном рынке. Нечего, к
примеру, «Ауди» и «Фольксвагену» в «Формуле-1» продвигать. Они в ближайшее
десятилетие станут полностью электрическими брендами. И их боссы даже при
наличии у них лично большого желания не смогут оправдать инвестиции в сферу,
которая не соответствует новой идеологии их основного бизнеса.
Синтетическое топливо
Да,
недавно та же компания Porsche стала
продвигать свою идею с так называемым «синтетическим топливом», за которую как
за соломинку ухватилась FIA.
Но (не вдаваясь в технические подробности) эта затея даже при её самом успешном
развитии сможет найти лишь крайне ограниченное применение и из-за этого, как
мне кажется, вряд ли получит поддержку у тех же зрителей «Формулы-1».
Маркетинговая площадка
«Но
почему те же Mercedes-Benz и Renault (Alpine) остаются в «Формуле-1» сейчас»? –
справедливо спросите вы. Потому что в силу сложившейся исторической ситуации
данный вид спорта всё ещё остаётся
привлекательной маркетинговой площадкой, обеспечивающей необходимую отдачу
спонсорам. Здесь всё ещё сосредоточены значительные финансовые и даже
политические ресурсы. Здесь лучшие пилоты и наибольшие гонорары. Поэтому сюда
недавно вложился такой сильный бренд, как INEOS, и пришёл Лоуренс Стролл – успешный
предприниматель. Тем не менее, ведь и Aston Martin – производитель суперкаров, которого
приобрёл Стролл, нацелился на переход к электромобилям, по меньшей мере, в части
своего модельного ряда. И, когда Mercedes-Benz, Renault, Aston Martin и другие перейдут на выпуск
электромобилей, у них, как я думаю, не останется другого пути, но, скорее
всего, «Формула-1» трансформируется раньше…
Замещение «Формулы-Е»
В
общем, мне кажется неизбежным, что в ближайшие годы произойдёт поглощение
«Формулой-1» «Формулы-Е», и первая станет электрической, сохранив прежнее
название. Какими при этом станут новые болиды, и какими будут их
характеристики, я предсказывать пока не берусь.
Разумеется, они будут быстрее, чем сегодняшние машины «Формулы-Е». А почему
не случится наоборот? Потому что «Формула-Е» - это слишком слабая структура.
Фотографии Mercedes-Benz.
Читайте мою статью "Электромобили победили"
Юрий Кладов, 06.08.2021.
Комментарии
Отправить комментарий