Электромобили победили!

 

Электромобили победили. Да-да, победили! И не спорьте! Правда, к экологии всё это почти не имеет отношения. Во всяком случае, на ближайшие лет десять-двадцать. Просто производители, немного подумав, узрели в электромобильности драйвер для бизнеса, а затем, уже отбросив сомнения, ринулись вперёд без оглядки. Боясь отстать от соперников в борьбе за лакомый кусок пирога. Интересно, что этот пирог включает не только собственно продажу электромобилей, но и массу вновь придуманных услуг, предоставляемых онлайн, а также подключаемых и отключаемых дистанционно. Очень удобно: затраты минимальные, а цены можно устанавливать произвольно – по меньшей мере, на начальном этапе. Забавно, что большинство из таких сервисов можно было предоставлять и владельцам автомобилей с ДВС, причём довольно давно. Тем не менее, «изобрели» их только тогда, когда появились электрокары – аппетит приходит во время еды.

 

Mercedes-Benz EQS – единственный по-настоящему люксовый электромобиль; имеет все шансы в ближайшие два года сдвинуть с пьедестала Mercedes-Benz S-Класса

Убедив самих себя, компании, выпускающие электромобили, принялись агитировать потребителей (дескать, это удобно) и лоббировать собственные интересы в правительствах. От властей требуются минимум три вида поддержки: налоговые льготы, предоставляемые покупателям электромобилей (за счёт налогоплательщиков), создание «общественных» (то есть опять же на деньги налогоплательщиков) сетей зарядных станций и принятие законов, запрещающих продажи автомобилей, в которых используется ископаемое топливо – чтобы отрезать пути назад. Хотя в список мер по поддержке производства электромобилей может быть бесконечным – помимо прочего он может включать в себя гранты на разнообразные исследования, государственные закупки автотранспорта, а также другие подобные вещи.

 Интересно, что, не смотря на схожи цели, различные компании-производители ведут себя на рынке электромобилей во многом по-разному. В зависимости от наличия совести. Так, в частности, Tesla, которая автомобили с ДВС никогда не выпускала и не продавала, утверждает, что у электромобилей нет недостатков, а лишь одни преимущества, и при этом всячески подчёркивает их абсолютную экологическую чистоту.

 В «Фольксвагене», который в отличие от Tesla выпускал и продолжает производить традиционные автомобили, смотрят на продолжающийся рост котировок калифорнийцев на бирже и говорят: вот он правильный путь! Про экологию там уже почти не заикаются. Зато планируют брать понедельную оплату за активацию автопилота четвёртого уровня…

 Старейший производитель автомобилей в мире, немецкая компания Mercedes-Benz, которая только в этом году запустила в производство сразу несколько электрических машин, ведёт себя немного более адекватно. Да, при производстве электромобилей возникает ряд экологических проблем, туманно намекают немецкие специалисты, однако компания с ними старательно борется и когда-нибудь обязательно победит. При этом в Mercedes-Benz уже поняли, что многие их клиенты в принципе не возражают против электрического привода и готовы его попробовать, чему, соответственно, там рады.

 Честнее других поступают менеджеры Volvo и Polestar, которая тоже входит в Volvo Group. Они приводят конкретные значения величин так называемого углеродного следа, остающегося в процессе производства и в ходе эксплуатации бензиновых и электрических автомобилей одного класса, а дальше в дело вступает арифметика. Получается, что при определённом пробеге более чистыми становятся электромобили. В итоге шведы, как они объясняют, и взяли на них курс. Но главная причина такого выбора всё же состоит в том, что рынок электромобилей является быстро растущим. Поэтому генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон хочет, чтобы правительства ускорили принятие законов о запрете ДВС. Зачем? Чтобы не сидеть на двух стульях – это вызывает дополнительные затраты. Ведь сегодня Volvo Cars выпускает ещё и гибриды. Не будем забывать и о том факте, что автомобили Volvo никогда не были особенно драйверскими. Таким образом, характеристики электрической трансмиссии покупателям этих шведских автомобилей хорошо подходят. Ну, а компания Polestar и была создана, как производитель чисто электрических машин.

 

Volkswagen ID.4 GTX – новейший электромобиль немецкого концерна

В отличие от скандинавской Volvo, в баварской BMW Group не спешат класть все яйца в одну корзину. Там хотят следовать за покупателями и рынками, предлагая каждому то, что ему нужно. Также немцы будут пристально следить за развитием инфраструктуры, чтобы не продавать электромобили там, где их пока неудобно эксплуатировать.

Полностью электрическим в BMW Group пока решились сделать только бренд MINI (к 2030 году), что довольно логично, поскольку эти автомобили являются  преимущественно городскими. А вот BMW будут продолжать выпускать со всеми типами привода, включая и чисто электрическую трансмиссию.

С другой стороны, в стратегии BMW затронут один аспект, который мне не встретился ни у кого другого. Речь идёт о желании перейти к производству замкнутого цикла, получая для него энергию из возобновляемых источников. Вот это грандиозная цель! Хотя и весьма долгосрочная. Но, как я понимаю, она тоже «завязана» на электромобили. Так что и в BMW, в конце концов, намерены к ним прийти.

 Что касается иных автопроизводителей, то их подходы к электрической мобильности, похожи на один из вышеприведённых примеров. Просто упомянутые компании я знаю лучше других, поэтому на них и остановился.

 И, заметьте, я до сих пор ни слова не написал о потребителях. А их мнением как-то особенно никто не интересуется. За исключением автомобильных журналистов, как лично мне показалось. А ведь такие весьма серьёзные источники, как немецкий Auto, Motor und Sport и британский Autocar, пишут о том, что большинство опрошенных автомобилистов сегодня не хотят пересаживаться на электромобили. И не потому, что электрокары людям не нравятся в принципе, а по той причине, что ими неудобно пользоваться. И все причины недовольства связаны с вопросами зарядки: нехваткой мощных станций, ошибками при их поиске в навигации, разнообразием в стандартах и путаницей при попытках оплаты. И это характерно, как для Германии, про которую любой из производителей электромобилей рассказывает, как там всё прекрасно с зарядкой, так и для Великобритании, где обычный человек проезжает совсем небольшие расстояния.

 

Электрический кроссовер BMW iX

Тем не менее, все принципиальные решения уже приняты, и обратной дороги нет. Автомобильным концернам нужно зарабатывать деньги.

 

Фотографии Daimler AG, Volkswagen, BMW Group.

Юрий Кладов, 16.05.2021.

Комментарии