Электромобили
победили. Да-да, победили! И не спорьте! Правда, к экологии всё это почти не
имеет отношения. Во всяком случае, на ближайшие лет десять-двадцать. Просто
производители, немного подумав, узрели в электромобильности драйвер для бизнеса,
а затем, уже отбросив сомнения, ринулись вперёд без оглядки. Боясь отстать от
соперников в борьбе за лакомый кусок пирога. Интересно, что этот пирог включает
не только собственно продажу электромобилей, но и массу вновь придуманных
услуг, предоставляемых онлайн, а также подключаемых и отключаемых дистанционно.
Очень удобно: затраты минимальные, а цены можно устанавливать произвольно – по меньшей
мере, на начальном этапе. Забавно, что большинство из таких сервисов можно было
предоставлять и владельцам автомобилей с ДВС, причём довольно давно. Тем не
менее, «изобрели» их только тогда, когда появились электрокары – аппетит
приходит во время еды.
|
Mercedes-Benz EQS – единственный по-настоящему люксовый
электромобиль; имеет все шансы в ближайшие два года сдвинуть с пьедестала Mercedes-Benz S-Класса |
Убедив
самих себя, компании, выпускающие электромобили, принялись агитировать
потребителей (дескать, это удобно) и лоббировать собственные интересы в
правительствах. От властей требуются минимум три вида поддержки: налоговые
льготы, предоставляемые покупателям электромобилей (за счёт
налогоплательщиков), создание «общественных» (то есть опять же на деньги
налогоплательщиков) сетей зарядных станций и принятие законов, запрещающих
продажи автомобилей, в которых используется ископаемое топливо – чтобы отрезать
пути назад. Хотя в список мер по поддержке производства электромобилей может
быть бесконечным – помимо прочего он может включать в себя гранты на разнообразные
исследования, государственные закупки автотранспорта, а также другие подобные
вещи.
Интересно,
что, не смотря на схожи цели, различные компании-производители ведут себя на
рынке электромобилей во многом по-разному. В зависимости от наличия совести.
Так, в частности, Tesla,
которая автомобили с ДВС никогда не выпускала и не продавала, утверждает, что у
электромобилей нет недостатков, а лишь одни преимущества, и при этом всячески
подчёркивает их абсолютную экологическую чистоту.
В
«Фольксвагене», который в отличие от Tesla выпускал
и продолжает производить традиционные автомобили, смотрят на продолжающийся
рост котировок калифорнийцев на бирже и говорят: вот он правильный путь! Про
экологию там уже почти не заикаются. Зато планируют брать понедельную оплату за
активацию автопилота четвёртого уровня…
Старейший
производитель автомобилей в мире, немецкая компания Mercedes-Benz, которая только в этом году запустила
в производство сразу несколько электрических машин, ведёт себя немного более
адекватно. Да, при производстве электромобилей возникает ряд экологических
проблем, туманно намекают немецкие специалисты, однако компания с ними
старательно борется и когда-нибудь обязательно победит. При этом в Mercedes-Benz уже поняли, что многие их клиенты в
принципе не возражают против электрического привода и готовы его попробовать,
чему, соответственно, там рады.
Честнее
других поступают менеджеры Volvo
и Polestar, которая тоже входит в Volvo Group. Они приводят конкретные значения величин
так называемого углеродного следа, остающегося в процессе производства и в ходе
эксплуатации бензиновых и электрических автомобилей одного класса, а дальше в
дело вступает арифметика. Получается, что при определённом пробеге более
чистыми становятся электромобили. В итоге шведы, как они объясняют, и взяли на
них курс. Но главная причина такого выбора всё же состоит в том, что рынок
электромобилей является быстро растущим. Поэтому генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон хочет, чтобы
правительства ускорили принятие законов о запрете ДВС. Зачем? Чтобы не сидеть
на двух стульях – это вызывает дополнительные затраты. Ведь сегодня Volvo Cars выпускает ещё и гибриды. Не будем
забывать и о том факте, что автомобили Volvo никогда не были особенно драйверскими.
Таким образом, характеристики электрической трансмиссии покупателям этих шведских
автомобилей хорошо подходят. Ну, а компания Polestar и была создана, как производитель
чисто электрических машин.
|
Volkswagen ID.4 GTX – новейший электромобиль
немецкого концерна |
В
отличие от скандинавской Volvo,
в баварской BMW
Group не спешат
класть все яйца в одну корзину. Там хотят следовать за покупателями и рынками,
предлагая каждому то, что ему нужно. Также немцы будут пристально следить за
развитием инфраструктуры, чтобы не продавать электромобили там, где их пока
неудобно эксплуатировать.
Полностью
электрическим в BMW
Group пока решились сделать только бренд MINI (к 2030 году), что довольно логично,
поскольку эти автомобили являются преимущественно городскими. А вот BMW будут продолжать выпускать со всеми
типами привода, включая и чисто электрическую трансмиссию.
С
другой стороны, в стратегии BMW
затронут один аспект,
который мне не встретился ни у кого другого. Речь идёт о желании перейти к
производству замкнутого цикла, получая для него энергию из возобновляемых
источников. Вот это грандиозная цель! Хотя и весьма долгосрочная. Но, как я
понимаю, она тоже «завязана» на электромобили. Так что и в BMW, в конце концов, намерены к ним прийти.
Что
касается иных автопроизводителей, то их подходы к электрической мобильности,
похожи на один из вышеприведённых примеров. Просто упомянутые компании я знаю
лучше других, поэтому на них и остановился.
И,
заметьте, я до сих пор ни слова не написал о потребителях. А их мнением как-то
особенно никто не интересуется. За исключением автомобильных журналистов, как
лично мне показалось. А ведь такие весьма серьёзные источники, как немецкий Auto, Motor und Sport и британский Autocar, пишут о том, что большинство
опрошенных автомобилистов сегодня не хотят пересаживаться на электромобили. И
не потому, что электрокары людям не нравятся в принципе, а по той причине, что
ими неудобно пользоваться. И все причины недовольства связаны с вопросами
зарядки: нехваткой мощных станций, ошибками при их поиске в навигации,
разнообразием в стандартах и путаницей при попытках оплаты. И это характерно,
как для Германии, про которую любой из производителей электромобилей
рассказывает, как там всё прекрасно с зарядкой, так и для Великобритании, где
обычный человек проезжает совсем небольшие расстояния.
|
Электрический кроссовер BMW iX |
Тем
не менее, все принципиальные решения уже приняты, и обратной дороги нет.
Автомобильным концернам нужно зарабатывать деньги.
Фотографии Daimler AG, Volkswagen, BMW Group.
Юрий Кладов, 16.05.2021.
Комментарии
Отправить комментарий