Электрический март и замкнутый цикл: разумный подход BMW Group к электромобилям

 Это второй материал из небольшой серии статей про электрические автомобили. В первом я рассказал о тотальном развороте Группы Volkswagen в их сторону, и о том, как Европа оказалась к электрокарам не подготовленной. Вторая статья посвящается планам на десятилетие ещё одного автопроизводителя из Германии, а именно BMW.

 

Интересно, что Герберт Дисс, председатель правления Группы Volkswagen, перешёл в этот немецкий концерн как раз из BMW, где он был одним из инициаторов запуска в серию линейки электромобилей. И далее: Volkswagen обнародовал стратегию развития до 2030 г. 15 марта, а уже через два дня то же самое сделали и баварцы. Совпадение? Думаю, что да.

 

Премьера электромобиля BMW i4 состоялась 17 марта - в тот же день, что и презентация стратегии BMW Group

Дело в том, что подходы двух представителей немецкой автомобильной индустрии к будущему отличаются кардинально: Volkswagen принял решение перейти к производству электрических автомобилей во что бы то ни стало, в то время как BMW, напротив, планирует ориентироваться на спрос и на готовность инфраструктуры. Мало того, баварцы не только собираются выпускать, как можно дольше, двигатели внутреннего сгорания и работают над синтетическим топливом, но и готовят к производству (помимо электрических) водородные автомобили. «Реальный прогресс по эффективной защите климата может быть достигнут лишь благодаря целому комплексу технологий», - считает Оливер Ципсе, босс BMW AG.

BMW – это гибкость

Вторая идея руководителя баварской компании заключается в том, что необходимо не только внедрять научные и технологические инновации в производство, но и выбирать для этого правильное время. Именно от этого зависит, завоюет ли то или иное новшество успех на рынке.

 Если помните, в BMW занялись электрическими приводами довольно давно – и сразу запланировали три этапа. Первый этап, который включал в себя разработку электрических технологий в рамках Project i и перенос их в серийное производство, уже закончился. За это время найденные решения были интегрированы во все автомобили линейки моделей BMW i, включая гибриды с возможностью зарядки от внешней электросети.

 Второй этап начался с предоставления возможности выбора типа силовой установки – от ДВС до электромоторов, в рамках одной модели. Данная фаза рассчитана до 2025 года, а предпосылкой для её реализации являются интеллектуальная архитектура автомобилей и гибкая производственная сеть BMW, которые обеспечивают максимальную вариативность. К ним можно добавить и новую операционную систему BMW 8, запуск которой запланирован на 2021 год. BMW 8, как это теперь принято, обеспечивает обновление ПО «по воздуху» и должна послужить основой для восьмого поколения мультимедийной системы BMW iDrive.

 

Автомобиль безопасности Formula E MINI Electric Pacesetter, созданный на основе электромобиля MINI Cooper SE

Три вышеназванных фактора позволят BMW Group предложить клиентам до девяти полностью электрических моделей уже к 2023 году, обеспечив их присутствие почти в 90% сегментов рынка. Посчитайте сами. Сегодня в продаже уже представлены электромобили BMW i3, BMW iX3 и MINI SE. Совсем скоро к ним присоединятся BMW iX и четырёхдверное купе BMW i4. А в ближайшие годы в производство будут запущены электрические версии BMW X1 и 5-й серии, за которыми последуют преемник MINI Countryman и электрический BMW 7-й серии. К моменту завершения второго этапа электрификации, то есть к концу 2025 года, BMW Group рассчитывает поставить своим клиентам около 2 млн электромобилей.

 

Электрический кроссовер BMW iX

Кстати, электромобилям BMW iX и BMW i4 в компании придают особое значение. Их называют «эталоном класса BEV», а купе i4 ещё и «сердцем BMW». Также подчёркиваются запас хода до 600 км по WLTP и быстрое время зарядки. Отмечается и интуитивно понятный интерфейс. «Уникальное пространство для открытий, до краёв заполненное технологиями, которые вы не видите и не чувствуете, - описывает новинки Оливер Ципсе, - мы называем это застенчивой техникой». А ещё баварцы утверждают, что i4 обладает лучшей в классе динамикой движения, а также изысканным балансом спортивности, комфорта и экологичных характеристик, а поэтому является настоящим BMW.

 Новый Класс

 Затем стартует третий этап, который знаменует собой переход к совершенно новой линейке моделей, названной производителем Neue Klasse (новый класс – по-немецки). Их будут отличать переосмысленная архитектура электроники и программного обеспечения, новейшее поколение высокопроизводительных электрических силовых установок и батарей, пользовательский интерфейс, никогда ранее не применявшийся в серийных автомобилях, а также радикально другой подход к устойчивому развитию на протяжении всего жизненного цикла автомобиля.

 Как обещает BMW, новые технологии обеспечат низкое потребление электроэнергии и стоимость производства, сравнимую с современными двигателями внутреннего сгорания.

Производитель называет электромобиль BMW i4 четырёхдверным Gran Coupe

Помимо этого линейка Neue Klasse будет дополнена версиями BMW M и, несколько позднее, автомобилями с водородными силовыми установками. Что касается последних, то, как рассказал Оливер Ципсе, баварский производитель, уже в следующем году выпустит небольшую серию BMW i Hydrogen NEXT. Они могли бы даже представить его как серийную машину, но отсутствие инфраструктуры делает такую затею преждевременной.

 Ожидается, что в период с 2025 по 2030 годы число поставляемых электромобилей BMW Group будет ежегодно расти в среднем на 20%. В итоге в 2030 году на электромобили будет приходиться не менее 50% мировых продаж BMW Group, а общее число подобных машин на дорогах достигнет к этому времени приблизительно десяти миллионов. При этом в каждом сегменте рынка, в котором присутствует BMW Group, будет представлен хотя бы один электромобиль. А некоторые из них будут состоять только из электрических моделей. В BMW Group будут внимательно следить за прогрессом каждого из регионов в расширении зарядной инфраструктуры, и в зависимости от него варьировать поставки тех или других автомобилей. Ципсе предельно ясно описывает ситуацию: «Если спрос на определённых рынках в течение следующих нескольких лет целиком перейдёт на полностью электрические автомобили, мы сможем поставлять их».

 Полностью электрическим станет MINI. Будучи городским брендом, MINI идеально сочетается с экологически-чистым типом привода. Таким образом, уже в 2025 году будет представлена последняя модель британской марки с двигателем внутреннего сгорания, а затем пойдут сугубо электрические разработки. По подсчётам маркетологов, к 2027 году не менее половины проданных MINI будут электромобилями, а к началу тридцатых годов весь модельный ряд станет электрическим. Не смотря на это, стратеги обещают, что популярный бренд сохранит своё присутствие во всех регионах мира.

 Экономика замкнутого цикла

 Борьба за сохранение климата и так называемое «устойчивое развитие» связана для BMW Group не только с электрокарами. Речь также идёт об использовании возобновляемых источников энергии в производстве и по всей цепочке поставок и о сокращение потребления ресурсов. Так при производстве моделей Neue Klasse будут широко применяться вторичные материалы – везде, где это позволяют требования Группы BMW по качеству и доступности. Вопросы, связанные с переработкой материалов, теперь будут учитываться ещё на стадии проектирования автомобилей. Вырастет степень использования мономатериалов, поскольку их проще перерабатывать. Оливе Ципсе считает, что мировая промышленность обязана изменить принципиальный  подход к использованию ресурсов – от неоспоримого в прошлом использования первичных ресурсов к примату вторичных материалов. Ну, а в идеале нужно стремиться к тому, чтобы перейти к замкнутому циклу – черпая энергию на этот круговорот из возобновляемых источников.

 Выводы

 Что же, не знаю как вам, а мне подход BMW к нашему общему близкому будущему очень понравился. Такая стратегия мне кажется чуть ли не самой разумной из тех, что были продекларированы мировыми производителями относительно недавно. За здравый смысл я даже готов простить баварцам дизайн решётки радиатора последнего поколения. С другой стороны, специалисты в этой области утверждают, что подобный стиль весьма скоро будет восприниматься как эталонный.

 

Фотографии BMW Group.

Юрий Кладов, 09.04.2021.

Комментарии