Гранд-турер Polestar 1


Разрыв шаблона: купе гран туризмо Polestar 1

Предисловие от 13.05.20

Купе Polestar 1 – уникальный автомобиль. Другого такого нет. И, скорее всего, больше  не будет. Поэтому я и решил восстановить данный материал, увы, исчезнувший относительно недавно с просторов Рунета.


Автомобиль неожиданный во всём, как и весь проект Polestar

До сих пор помню, как в самом конце августа 2013 года шведы представили Volvo Concept Coupe. Я был в полном восторге! Даже в шоке! Столь красивых автомобилей, как этот – элегантное двухдверное купе с безупречно-классическими пропорциями, созданное по дизайну Томаса Ингенлата, не было, как мне казалось тогда, с середины шестидесятых годов прошлого века.

Внешне гранд-турер Polestar 1 как две капли воды похож на Volvo Concept Coupe 2013 года

Производитель показал лишь экстерьер и интерьер, ни слова не сообщив о начинке. Но её дорисовывало воображение: продольно установленный моторчик V8 (а лучше V12 или рядная «шестёрка») и задний привод. Повторюсь, всё это на эмоциях. В то время как разум спрашивал, на какой платформе они такое купе собираются строить? Ведь уже многие годы компания Volvo Cars выпускала автомобили только с поперечным расположением силового агрегата и передним базовым приводом.

Затем, продемонстрировав в 2014 году ещё два концепта (трёхдверный кроссовер и трёхдверный универсал), компания из Гётеборга познакомила публику со своей модульной платформой SPA, которая также диктует поперечное расположение двигателя объёмом 2.0 л, однако чудесным образом позволяет сделать короткий передний свес и длинный капот. И после этого появились серийные машины, созданные на её основе, которые всем прекрасно известны: кроссовер Volvo XC90, седан S90, два универсала V90 и V90 Cross Country, плюс кроссовер XC60. Заметьте, ни один из трёх экспериментальных кузовов до последнего времени в серию так и не попал. Но надежда на то, что Volvo Cars когда-нибудь вернётся  к купе, у меня сохранялась – уж очень удачным получился его дизайн. Правда, мой энтузиазм слегка поутих, поскольку стало понятно, что на «классику» рассчитывать не приходится, так как скандинавское купе изначально было рассчитано всё на ту же архитектуру SPA.

И я таки дождался! Но Volvo снова всё поставила с ног на голову или наоборот, или положила набок… - кому, как нравится. 17 октября текущего года (17.10.17 – вы чувствуете тщательность подхода к выбору даты премьеры?) на специальном мероприятии в Шанхае (да-да, в Шанхае) дебютировало купе… Polestar 1.
Polestar?! Постойте, какой Polestar?! Почему Polestar?! Дело всё в том, что в составе Volvo Car Group (да-да, Volvo Cars успела превратиться в Volvo Car Group) появился новый производитель автомобилей – компания Polestar. Если помните, так называлось тюнинговое ателье, находившееся под крылом Volvo. Вот оно и получило новый статус.

Гибридное купе Polestar 1 – первенец компании Polestar, входящей в Volvo Car Group

Первой моделью производителя-новобранца стало вышеупомянутое купе Polestar 1, имеющее длину 4500 мм и колёсную базу 2621 мм. Так вот, внешне новинка почти как две капли воды похожа на Volvo Concept Coupe четырёхлетней давности. А ещё интереснее её внутреннее содержание.

Элегантное двухдверное купе с безупречно классическими пропорциями

Polestar 1 – это полноприводный подзаряжаемый гибрид, силовая установка которого выдаёт суммарную максимальную мощность 600 л.с. и суммарный крутящий момент 1000 Нм. Примерно 380 л.с. из 600 л.с. приходится на двухлитровый бензиновый ДВС семейства E-Drive, который передаёт мощность на передние колёса. Два электромотора, вращающих через планетарные передачи (для управления вектором тяги) задние колёса, развивают по 109 л.с. Помимо этого имеется стартёр-генератор мощностью 46 л.с.

Polestar 1 – это полноприводный подзаряжаемый гибрид, силовая установка которого развивает мощность 600 л.с. и крутящий момент 1000 Нм

Генератор подпитывает связку из трёх аккумуляторных батарей, общей ёмкостью  34 кВтч. Благодаря такому запасу энергии Polestar 1 способен исключительно на электротяге проезжать дистанцию в 150 км, что, по мнению разработчиков машины, вполне достаточно для большинства ежедневных поездок. Это обстоятельство позволяет Томасу Ингенлату (между прочим, генеральному директору компании Polestar) позиционировать новинку как электромобиль с поддержкой двигателя внутреннего сгорания. С другой стороны, благодаря своей энерговооружённости Polestar 1 может претендовать и на сегмент спортивных машин. В целом же это мощное купе с посадочной формулой «2+2» и шикарной отделкой, а также оснащением салона отлично подходит на роль гран туризмо. При этом Ингенлат настаивает на том, что Polestar 1 – драйверский автомобиль.

Невероятно знакомый дизайн фонарей

Не смотря на то, что в основе первенца марки Polestar лежит архитектура SPA, на 50% это новый автомобиль, разработанный специалистами самой компании. В частности, благодаря тому, что кузов купе Polestar 1 сделан из углеродного волокна, на 45% выросла его жёсткость на кручение, уменьшен вес автомобиля, а также понижен центр тяжести всей конструкции. Помимо этого инженеры добились правильного распределения массы по осям: 48% нагрузки приходится на передние колёса и 52% - на задние.

Уверен, Томас Ингенлат войдёт в историю не только как талантливый дизайнер, но и очень успешный менеджер

А ещё Polestar 1 стал первым в мире дорожным автомобилем, в котором применена постоянно контролируемая электронная подвеска (CESi) компании Öhlins. Её амортизаторы подстраиваются под дорожные условия и режимы движения за 2 миллисекунды. Вдобавок водитель может менять настройки подвески в соответствии со своими предпочтениями, что называется, не выходя из машины.
И, наконец, на данном купе используется мощная (с шестипоршневыми суппортами и вентилируемыми дисками диаметром 400 мм) тормозная система японской фирмы Akebono. Не знаю, как вы, а я до появления Polestar 1, знал о компании Akebono лишь как о партнёре команды McLaren в Formula 1 и разработчике тормозов для гиперкара P1.

На передних крыльях кузова Polestar 1 сделана надпись, сообщающая о том, что они сделаны из углеродного волокна

Кузов из карбона, амортизаторы Öhlins, тормоза Akebono – такие компоненты больше характерны для суперкаров, чем для гранд-турера. То же самое можно сказать и про объём выпуска – он у Polestar 1 составит всего 500 автомобилей в год. При этом все машины будут выпускать с левым рулём – в том числе для британского и японского рынков.

Японская компания Akebono разработала и выпускала тормоза для гиперкара McLaren P1. Теперь она партнёр Polestar.

А с компанией McLaren Automotive шведов, на мой взгляд, роднит ещё один фактор – потрясающий производственный центр, строительство которого началось совсем недавно в Чэнду, в Китае. Центр спроектировала студия Snohetta из Норвегии. И, по меньшей мере, на эскизах он выглядит не хуже, чем знаменитый “ParagonMcLaren в Уокинге.
Кстати, непосредственно рядом с производственным центром в Чэнду будет открыт один из первых потребительских комплексов Polestar Space с небольшим тестовым треком. Со временем же комплексы Polestar Space появятся по всему миру. Они станут отдельной структурой, не включённой в существующую систему шоу-румов Volvo.

Проектное изображение производственного центра в Чэнду, в состав которого входит потребительский комплекс Polestar Space с небольшим тестовым треком

Понимая, что для некоторых клиентов до сих пор важен непосредственный контакт с маркой, в Polestar всё же надеются, что подавляющее большинство из них будут покупать автомобили онлайн, и предлагают им схему владения автомобилем, во многом похожую на недавно запущенную в работу в ряде стран систему Care by Volvo.
Речь идёт о подписке на два либо на три года с ежемесячной абонентской платой по модели «всё включено». Как и у Volvo такое «владение» будет дополнено разнообразными консьерж-услугами, наподобие доставки товаров в автомобиль и сервисного обслуживания. Интересно, что обслуживаться автомобили Polestar будут у тщательно отобранных дилеров Volvo, при этом клиентам Polestar не придётся этих дилеров самим посещать.
Кроме того, клиенты нового люксового скандинавского бренда получат некоторые дополнительные возможности: например, они смогут краткосрочно заменить автомобиль на другой (в пределах модельного ряда Polestar и Volvo) или арендовать нужные аксессуары – такие, как багажник на крышу либо крепления для лыж. Характерно, что при этом никаких очных контактов между владельцем машины и представителями компании не потребуется. Избежать их, и тем самым сэкономить время, позволит технология «Смартфон-как-ключ».
Чем дальше рассказываю об этом, тем чаще ловлю себя на мысли о том, что слово «владелец», по-видимому, правильнее писать в кавычках. Ведь юридически собственником автомобиля при подписке, судя по всему, остаётся производитель. Получается, что Polestar и Volvo стремятся перейти от продажи автомобилей к реализации услуг.

Гранд-турер Polestar 1

Разумеется, Volvo и Geely (если забыли, это владелец Volvo) не стали бы создавать новую автомобильную компанию, а также затевать строительство производственного центра и разворачивать сеть комплексов Polestar Space из-за пятисот машин в год. По большому счёту, купе Polestar 1 с его силовой установкой Electric Performance Hybrid – это мостик из настоящего в будущее – в очень близкое будущее, в котором компания Polestar видит себя производителем электрических спортивных дорожных автомобилей. Electric Performance Vehicles – так характеризует свои будущие машины Томас Ингенлат.

Polestar 1 – мостик из настоящего в будущего, единственный автомобиль компании Polestar с гибридной силовой установкой

Помимо презентации гибридного купе, генеральный директор Polestar анонсировал в Милане ещё две модели, уже с полностью электрическими силовыми установками. Первой машиной на аккумуляторных источниках питания (до чего же точны в своих формулировках дотошные шведы!) станет среднеразмерный автомобиль (седан, хэтчбек?), объёмы выпуска которого будут существенно выше, чем у «единички». Насколько выше? В Polestar пока не называют цифр, однако не скрывают, что «двойка» призвана конкурировать с Tesla Model 3. Ну а затем шведы планируют поставить на конвейер «динамичный кроссовер». Могу только догадываться, что он тоже нацелен на Tesla – на Tesla Model Y.

В интерьере Polestar 1 также узнаётся Volvo

Интересно, что если презентация бренда Polestar в Шанхае ограничилась анонсом трёх моделей, то уже на автосалоне в Лос-Анджелесе журналистам американского издания Motor Trend удалось разузнать о четвёртом автомобиле. Речь идёт о кабриолете, но больше пока ничего не известно. Тем не менее, у меня нет сомнения: идея насчёт спланированной утечки информации о кабриолете пришла к скандинавским маркетологам именно после того, как Маск неожиданно представил свой Tesla Roadster. По крайней мере, это подтверждает хронология событий. Вдобавок, я подозреваю, что кабриолет шведы создадут на базе купе. Точнее, уже создали. Как выяснили парни из Motor Trend (или же янки подослали к Томасу девушку?), все четыре модели уже разработаны и ожидают окончательного утверждения дизайна.

Автосалон в Лос-Анджелесе порадовал не только свежей информацией по составу линейки моделей Polestar, но и принёс обновлённые сведения по срокам запуска машин в производство. Шведско-китайский (или китайско-шведский?) альянс решил ускориться – все ключевые события теперь должны произойти на полгода раньше, чем это планировалось первоначально.

Удобный и комфортабельный салон, абсолютно подходящий для гранд-турера

Так старт сборки модели Polestar 1 перенесён с середины 2019 года на конец 2018-го, притом, что на рынке купе появится в начале 2019 года. К концу 2019 года будет выпущена модель Polestar 2, ну а кроссовер Polestar 3 дождётся своей очереди в середине 2020 года. К концу же 2020 года появится кабриолет.
Кстати, некоторые американские эксперты уже шутят: мол, заказчики Tesla Model 3 и Polestar 2 получат свои машины одновременно. Если серьёзно, то планы компании Polestar поражают логичностью и продуманностью. С другой стороны, шведам, конечно, легче – они идут по проторённой Tesla дороге. Вдобавок Polestar может опираться на 90-летний опыт Volvo, технические наработки этой компании и финансовую мощь холдинга Geely.

Polestar 1 – он один такой: гибридный, мощный, комфортабельный и очень красивый

При этом в действиях Volvo и планах Polestar всё отчётливее просматривается некий вектор развития, который представляет собой синтез скандинавского дизайна и технологий культурного потребления. И этот вектор ломает устоявшиеся шаблоны: шведы предлагают не только новые автомобили, но и оригинальную систему отношений между производителем и клиентами, которая, как мне кажется, опять же базируется на скандинавских традициях.


Послесловие от 13.05.20

Те два года, которые прошли с момента первой публикации этой статьи, компания Polestar отработала с неумолимостью и точностью метронома. Забавно, что не состоялось даже то ускорение, о котором журналисты Motor Trend якобы узнали на мотор-шоу в Лос-Анджелесе. Все события произошли согласно первоначально намеченным планам: были построены и запущены один за другим два завода по выпуску «гибридов» Polestar 1 и электромобилей Polestar 2, а затем начались поставки этих моделей потребителям…

Фотографии Volvo Cars и Polestar.

Оригинал статьи, опубликованный 07.12.2017, не сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 13.05.2020.

Юрий Кладов,
13.05.2020

Комментарии