Особенности электрификации по-американски: почему администрация Байдена не пригласила компанию Tesla на встречу по электромобилям

 

В четверг, 5 августа текущего года, в Белом доме состоялась встреча, посвящённая предстоящему стремительному наращиванию производства автомобилей с электрическими приводами в США. Некоторые американские СМИ назвали это событие саммитом, так как помимо Президента страны Джо Байдена в нём приняли участие руководители крупнейших американских автомобильных корпораций. Речь идёт о гендиректоре General Motors Мэри Бара, главном исполнительном директоре Ford Джеймсе Фарли и о главном операционном директоре Stellantis NV в Северной Америке Марке Стюарте. Помимо перечисленных особ на саммите также присутствовал кто-то из руководства United Auto Workers, объединённого профсоюза рабочих автомобильной промышленности. К сожалению, имя данного человека мне отыскать не удалось.

 

После вступления в должность Президента, первым из автопроизводителей Джо Байден посетил Ford. 18 мая 2021. Президент Джо Байден, справа, и Билл Форд, исполнительный председатель Ford Motor Company на фоне электрического пикапа Ford F-150 Lightning. Фото Сэма ВарнХагена.

Соответствовал мероприятию и его антураж. За спиной Байдена стояли, в частности, такие электрические автомобили, как Ford F-150 Lightning, Ford E-Transit, Chevy Bolt и GMC Hummer EV, а также гибридный внедорожник Jeep Wrangler Limited Rubicon 4xe.

 Кстати, как-то незаметно в американских автомобильных изданиях вышеупомянутые автомобильные компании снова стали называть «Американской большой тройкой», что, как минимум, свидетельствует о том, что атмосфера возрождения былой экономической мощи Соединённых Штатов, охватила и журналистов. И, по-видимому, не зря.

 Указ Президента

 В своей речи Президент Байден, разумеется, затронул всю цепочку экологических  вопросов: углеродное загрязнение – глобальное потепление – Парижское соглашение по климату – чистые автомобили. Тем не менее, как мне показалось, Джо Байден, главным образом, говорил про экономику и экономическое лидерство Америки в мире.

В качестве предпосылок для резкого роста инвестиций в электромобили он отметил то обстоятельство, что за последнее десятилетие люди стали свидетелями значительных изменений в стоимости технологий, производительности и доступности электромобилей. В первую очередь, стоимость аккумуляторных батарей упала на 85 процентов, что позволило добиться паритета цен с бензиновыми автомобилями. Средний запас хода электрических машин резко повысился, а время их зарядки сократилось. Количество моделей, доступных потребителям в США, в прошлом году увеличилось до сорока, и быстро продолжает расти. При этом американского Президента беспокоит тот факт, что доля электромобилей на рынке в Китае втрое превышает таковую в Штатах. С учётом того, что он видит в электромобилях возможность развития не только автомобильной промышленности, но и других отраслей экономики, а КНР воспринимает как соперника Америки практически во всех областях, это очень важный фактор.

 

Проделав удачный эксперимент с Mustang Mach-E, Ford решился электрифицировать популярную рабочую лошадку – развозной фургон Ford Transit. E-Transit будет доступен клиентам с конца этого года.

Так или иначе, 5 августа, Джо Байден подписал указ, согласно которому, к 2030 году доля электромобилей в годовом объёме производства всех автомобилей в стране должна достигнуть 50 процентов. Здесь важно быть точным и необходимо добавить, что в данном документе под «электромобилями» подразумеваются машины с аккумуляторным питанием, гибридные автомобили (с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания), подключаемые к электрической сети и электромобили на топливных элементах. Примечательно и то, что в указе Президента отсутствует распределение в процентах упомянутых трёх типов машин внутри класса «электромобили».

Ещё одним нюансом мер, предлагаемых исполнительной властью США, является отсутствие каких-либо запретов на продажи автомобилей с ДВС, не говоря уже о каких-либо конкретных датах таких запретов. Мало того, в указе не предусмотрено никаких механизмов наказания автопроизводителей в том случае, ежели они по каким-либо причинам не будут его соблюдать. Конечно, агентство EPA разработает и внедрит более строгие стандарты на выбросы CO2 и расход топлива, которые повлияют на показатели силовых установок и их конструкцию. Тем не менее, главное даже не это. Байден всегда сопротивлялся призыву многих демократов установить точные сроки внедрения электромобилей или последовать примеру некоторых стран, а также Калифорнии, определив дату отказа от продажи новых легковых автомобилей с ДВС. Президент предпочитает видеть в автомобилестроителях партнёров. Этим и объясняется необычный формат мероприятия, которое состоялось 5 августа. На нём не только был оглашён Указ Президента, но также прозвучало встречное объявление автопрома о его поддержке.

 Добровольное обещание Большой тройки

 Три выше упомянутые компании заявили о «о своём общем стремлении достичь к 2030 году доли продаж электромобилей от 40 до 50 процентов от общего годового объёма всех машин, реализованных в США». Обратите внимание, что в версии производителей по сравнению с указом президента незаметно появился лаг в 10 процентов, что, впрочем, не очень важно. Наверное, значимее тот факт, что Байдена и американскую Большую тройку поддержала группа зарубежных коллег, в которую входят такие компании как BMW, Honda, Volkswagen и Volvo.

Интересно, что помимо солидарного объявления  Большой тройки, последовали и заявления отдельных компаний, которые в неё входят. Так исполнительный председатель Ford Motor Company Билл Форд и уже называемый Джим Фарли сочли важным поведать американцам о том, что это именно они «возглавляют революцию по электрификации» в автомобилестроении. Справедливости ради, стоит отметить, что из числа традиционных производителей автомобилей Ford действительно всегда занимал в этом вопросе самую последовательную позицию, а не «колебался вместе с линией партии», как это делали General Motors и Chrysler (Stellantis NV).

 

В числе полностью электрических пикапов Ford F-150 Lightning производитель предлагает и коммерческую версию данного автомобиля – Ford F-150 Lightning Pro, наиболее доступную из всех. Lightning появится в продаже в середине 2022 года.

К слову, в том числе, и из-за такого вот непостоянства лидеры по охране окружающей среды, поддерживая декларируемые Президентом и автопроизводителями цели, не верят бизнесу. Так, к примеру, Джоэл Левин, исполнительный директор Plug In America, полагает, что данная программа не может основываться только на добровольных условиях, и просит подкрепить это «стремление» жёсткими правилами.  А ряд его единомышленников считают, что до сих пор в природоохранных вопросах автомобильная отрасль делала лишь то, что её заставляли делать.

           

Chevrolet Bolt EV

С другой стороны, Джессика Колдуэлл, исполнительный директор Edmunds – сайта, занимающегося изучением трендов в автопроме, отметила, что обсуждаемые цели продаж «определённо не являются необоснованными и, скорее всего, достижимыми к 2030 году». По её словам, производители давно заметили рост интереса к электромобилям и оценили потенциальные выгоды от электрификации и автономных технологий. Да, автопром просит финансовой поддержки государства, но и сам уже вкладывает в электромобили десятки миллиардов долларов, включив значительное количество электрических моделей в свои производственные циклы.

Chevrolet Bolt EUV

Что касается плановых показателей продаж, то многие производители называют 40 процентов, как минимальное значение по состоянию на 2030 год. Так Honda заявляет, что 40 процентов, продаваемых ею машин, будут электрическими или водородными. Volkswagen называет цифры в 50 процентов. Stellantis прогнозирует, что уже в течение четырёх лет 40 процентов его продаж в США будут приходиться на аккумуляторные электромобили либо подключаемые гибриды. General Motors стремится полностью отказаться от ДВС к 2035 году, при этом Cadillac станет исключительно электрическим уже в 2030 году. А Mercedes утверждает, что к концу десятилетия он будет «преимущественно» электрическим…

Так что никаких противоречий между планами исполнительной власти и бизнеса мы не наблюдаем. Мало того, Указ Президента от 5 августа содержит мощные меры содействия автомобильной отрасли.

 Направления инвестиций

 Итак, указ, подписанный недавно Байденом, предусматривает четыре направления инвестиций, которые призваны ускорить и увеличить производство электромобилей в США. Первое направление – это создание первой в стране национальной сети зарядных станций. Второе – предоставление стимулов покупателям при приобретении электромобилей. Третье – переоснащение и расширение цепочки поставок американского производства. И, наконец, четвёртое направление – внедрение инновационных чистых технологий нового поколения для поддержания международной конкурентоспособности.

 Первыми может получить деньги американская Большая тройка. Речь идёт о 3 млрд долл, которые уже находятся на счетах Министерства торговли, и доступны автомобильной индустрии.

Что касается сети станций зарядки, то здесь тоже наметились самые первые сдвиги. Ещё весной Байден попросил у Конгресса 15 млрд долл на строительство 500 тыс. станций. Увы, сейчас он получил от Сената только половину этой суммы, что означает уменьшение числа пунктов зарядки.

Насколько я понимаю, эти деньги являются частью пакета в 550 млрд долл, который предусмотрен законом об инфраструктуре, принятом в воскресенье Сенатом США, но ещё не прошедшем Палату представителей. Кроме того, Президент призвал выделить 174 млрд долл. на государственные расходы по развитию электромобилей, из которых 100 млрд долл. предназначены на стимулирование потребителей.

 Стимулы для покупателей электромобилей

 Предусмотрена новая схема такого стимулирования, которую в настоящее время в рамках законопроекта о климате и чистой энергии под названием «Закон о чистой энергии для Америки» два сенатора, как я понимаю, проталкивают через Конгресс.

Речь идёт о так называемой «налоговой льготе», которая засчитывается покупателю при приобретении нового электромобиля.

           

Электрический пикап GMC Hummer EV тестируется недалеко от Моаба (Moab) в штате Юта. Начало серийного производства машин ожидается уже этой осенью.

Сегодня максимальный размер такой льготы составляет 7.500 долл., что означает, что покупатели электромобилей и подзаряжаемых гибридов могут снизить своё налоговое бремя на 7.500, если они должны федеральному правительству эту сумму или же больше. Если же покупатель должен правительству только 2.000 долларов, то 2.000 долларов он за электромобиль и получит, а 5.500 долларов при этом просто потеряет.

Проект нового закона предусматривает максимальную льготу в 12.500 долл. Из них 7.500 долл. является базовой ставкой. Ещё 2.500 долл, потребитель получит, ежели его электромобиль произведён на территории в США. И, наконец, ещё 2.500 долл достанутся покупателю в том случае, если предприятие выпустившее автомобиль входит в профсоюз UAW. Мало того, если автомобилист имеет право на льготу в 12.500 долл, однако должен правительству в виде федеральных налогов, например, всего 1.500 долл., он получает от правительства чек на возмещение 11.000 долл.

 Имеются и другие отличия. Действующий сегодня закон предусматривает налоговые льготы только до того момента, пока производитель электромобилей не выпустит 200 тысяч машин. В итоге покупателей Tesla уже лишили такого стимула, как и людей, приобретающих электрическую продукцию General Motors. Получается, что самых активных производителей электромобилей как бы наказывают. В случае с General Motors наблюдается и вторая часть данной глупости: при подсчёте электромобилей, выпущенных концерном, все его бренды по непонятной причине должны суммироваться вместе.

Новый законопроект отменяет ограничение в 200 тысяч единиц: льготы должны сохраняться до тех пор, пока годовой объём продаж всех электромобилей не достигнет 50 процентов от всех продаваемых в США автомобилей.

Да, согласно новому закону налоговая льгота предусматривается и для покупателей подержанных электромобилей, правда, всего в 2.500 долл.

 Почему не пригласили «Теслу» или зачем Байдену профсоюз

 Вас не удивило влияние в Америке UAW – автомобильного профсоюза? Его вон даже в состав налоговой льготы на электромобили включили. Я пытаюсь разобраться в истории этого вопроса, и понять, зачем он нужен Байдену, да и той же Большой тройке.

Во-первых, руководство этой организации всегда призывало своих членов голосовать на всех выборах за Демократическую партию США и её представителей. Поддерживало оно (громко и официально) и Джо Байдена на президентских выборах в 2020 году, в результате которых он и победил. Во-вторых, Президенту, как представителю исполнительной власти, и его команде приходится пробивать все свои решения через законодателей – в Конгрессе и на других уровнях власти. Делается это, в том числе, путём оказания давления избирателей на тех людей, которых они избрали. А United Auto Workers – крупная хорошо организованная группа избирателей, которая заинтересована в позитивном решении вопросов, связанных с увеличением производства электромобилей. Скажем прямо, от этого зависят зарплаты этих людей.

Но у Tesla нет профсоюза. Илон Маск не позволил ему там образоваться. Поэтому, как совершенно открыто заявил Белый дом, калифорнийскую компанию на саммит 5 августа и не позвали.

 

В отличие от Белого дома я не решился оставить статью об электромобилях без Tesla Model S

Ну, да ладно, это их внутренние разборки. Нам же в течение ближайших десяти лет предстоит узнать, чей подход к развитию электромобилестроения сработает лучше. Строгий европейский? Жёсткий британский? Демократичный американский? Или же китайцы так и останутся впереди планеты всей? А, может быть, наш Президент скажет что-нибудь нашему министру промышленности и торговли, и мы стремительно вырвемся вперёд?

 

Фотографии Ford, GMC, Chevrolet, Tesla.

Юрий Кладов, 16.08.2021.

Комментарии