Factory 56 – здесь выпускают новые Mercedes-Benz S-Класса

Гибкость, сетевая интеграция, эффективность, экологически устойчивое развитие и внимание к человеку

2 сентября 2020 года состоялась мировая премьера нового Mercedes-Benz S-Класса (с заводским индексом W 223). Этот автомобиль сам по себе заслуживает подробнейшего рассказа, поскольку, как обычно, представляет собой важную веху развития в рамках всего мирового автопрома. И, тем не менее, ещё больше меня впечатляет тот новый завод, где такие машины начали выпускать.

Производство Mercedes-Benz S-Class, W 223. Участок контроля качества.

Factory 56

Новый производственный объект, который немцы назвали Factory 56, они построили в Зиндельфингене, рядом со старейшим действующим заводом Mercedes-Benz, вложив в его создание 730 млн евро. Модернизировали и существующее производство, в результате чего общая сумма инвестиций достигла 2.1 млрд евро.

Здание Factory 56

На Factory 56 был реализован принципиально новый подход к производству, который в современном мире обозначается как «Индустрия 4.0» и является  при этом важной частью «Четвёртой промышленной революции». К основным чертам названного подхода относятся: гибкость производства, его цифровизация (сетевая интеграция), высокая эффективность (за счёт снижения потребления энергии) и, конечно, экологически устойчивое развитие, которое подразумевает углеродно-нейтральный баланс, то есть нулевые выбросы CO2 (здесь речь идёт о самом производстве, а не о выбросах, выпускаемых на нём автомобилей).

Гибкость

Гибкость производства является ключевой особенностью Factory 56. Поначалу с его конвейера будут сходить только седаны нового поколения Mercedes-Benz S-Класса, хотя  и с двумя вариантами колёсной базы. Тем не менее, вскоре к ним присоединятся автомобили Mercedes-Maybach S-Класса и электромобили Mercedes-Benz EQS. Последние, как известно, имеют совсем другую платформу.

Для Factory 56 характерно сочетание традиционных подвесных конвейерных систем и автоматически управляемых транспортных средств

На одной линии Factory 56 можно собирать автомобили с разными типами кузова и различными силовыми установками – от традиционных до полностью электрических. Всё будет определять спрос, в зависимости от которого любой из представителей модельного ряда Mercedes-Benz (от машин компактного сегмента до больших внедорожников) может быть поставлен на производство за несколько дней.

На Factory 56 задействовано свыше 400 единиц автоматически управляемых транспортных средств

Конвейер здесь – понятие условное, хотя вращающиеся подвесные системы на ряде участков используются. И всё же основу сборочных процессов на новом заводе образуют две так называемые лини TecLine, которые позволяют избегать фиксации производственных участков на одном месте. Всё сложное оборудование TecLine  сосредоточено в одной точке, что позволяет быстрее переоборудовать остальные участки цеха в случае интеграции новых моделей.

Для некоторых операций вращающиеся подвесные системы по-прежнему являются наиболее удобными

На TecLine вместо привычного конвейера применяются беспилотные транспортные системы или «автоматически управляемые транспортные средства» (АУТС), которых на Factory 56 задействовано свыше 400 штук. Таким образом, при необходимости постановки  на производство новой модели автомобиля, просто перепрограммируется маршрут АУТС. Кроме того, на новом заводе Mercedes-Benz по-другому организована состыковка шасси с кузовом – процесс, который в автомобильном производстве принято называть «свадьбой», здесь разбит на несколько модульных этапов, что повышает его гибкость.

Та самая автомобильная «свадьба»

Сетевая интеграция и «умное производство»

Идея цифровизации и интеграции всех производственных и логистических процессов родилась у руководства и специалистов Mercedes-Benz Cars несколько лет назад. Для этого была создана цифровая экосистема MO360, которая интегрирует информацию из ключевых производственных процессов и ИТ-систем более чем 30 автомобильных заводов Mercedes-Benz по всему миру. Основные элементы данной системы уже внедрены на этих заводах, однако в полном объёме её удалось впервые реализовать именно на предприятии Factory 56.
Экосистема MO360 включает в себя семейство программных приложений, которые связаны между собой через общие и стандартизированные пользовательские интерфейсы, используют данные в режиме реального времени и поддерживают производство на заводах Mercedes-Benz Cars. Система объединяет в себе инструменты по контролю эффективности и качества производства в один функциональный комплекс. Кроме того, она обеспечивает доступ каждому сотруднику к информации, конкретизированной с учётом  индивидуальных потребностей, и к его рабочим инструкциям. На заводе Factory 56 техническую основу для полной сетевой интеграции обеспечивают мощная беспроводная локальная сеть (WLAN) и мобильная сеть 5G.

Информация о процессах производства выводится на цеховые мониторы…

…и на индивидуальные цифровые устройства сотрудников

Благодаря цифровому отслеживанию каждого автомобиля на сборочной линии, на цифровые устройства сотрудников, работающих с этим автомобилем, в режиме реального времени выводится необходимая информация о нём. Станки и другое производственное оборудование, разумеется, также подключены к общей сети. Вдобавок они поддерживают технологии, которые относятся к «интернету вещей».
Сетевая интеграция действует не только в рамках Factory 56, но и распространяется на все производственные объекты, связанные общей цепочкой создания стоимости. Кроме того, к системе подключены поставщики комплектующих, а также транспортно-логистические компании, что позволяет отслеживать материальные потоки по всему миру.

Повышенная эффективность

На крыше здания новейшего завода Mercedes-Benz в Зиндельфингене установлены солнечные панели, покрывающие 30% потребностей Factory 56 в электроэнергии. Часть этой энергии поступает в инновационную сеть постоянного тока, питающую, в частности, инженерно-технические системы здания – например, вентиляционные установки. К сети постоянного тока подключён стационарный накопитель электрической энергии, собранный из автомобильных аккумуляторных батарей. Его общая ёмкость составляет 1.400 кВтч.

Солнечные панели на крыше здания Factory 56

Стационарный энергоблок на базе автомобильных аккумуляторов

Современное освещение, которое построено на основе инновационной архитектуры «голубого неба» и светодиодов, позволяет рабочим трудиться при дневном свете, создаёт приятную атмосферу и одновременно экономит электроэнергию. Потребность Factory 56 в энергии оказывается на 25% ниже, чем у других сборочных предприятий.

Индустриальная экология

На крыше Factory 56 расположены не только солнечные панели, но и растения – 40% её площади заняты зелёными насаждениями. Это не только компенсирует изоляцию участка земли корпусом здания, но также улучшает микроклимат в нём за счёт удержания дождевой воды. Накопленная вода после очистки используется на предприятии, что снимает нагрузку с прилегающих к заводу источников воды и создаёт новые зелёные зоны.

Производство для человека

Насколько я знаю, идея Четвёртой промышленной революции принадлежит именно немецким бизнесменам, политикам, инженерам и учёным. И затеяли они её для того, чтобы сохранить (или даже повысить) конкурентоспособность обрабатывающей промышленности Германии (да, и экономики в целом) по сравнению со странами с так называемой «дешёвой рабочей силой». При этом уровень жизни немцев никто, естественно, снижать не собирался. Напротив, его планируется только повышать.

Социальная ответственность Factory 56 отражается уже в самой организации данного предприятия

Что же касается Factory 56, то социальная ответственность завода как работодателя отражается уже в самой организации этого предприятия. Его цифровая концепция ставит во главу угла именно человека. После выхода на полную мощность к концу текущего года, тут будут трудиться в две смены более 1.500 работников, для удобства которых предусмотрено, кажется, всё.

Особенно важной темой на Factory 56 является эргономика

Характерно, что в Mercedes-Benz Cars с самого начала и везде, где только возможно, опирались на мнение своих сотрудников. Так, например, среди желающих перейти на новое предприятие был проведён онлайн-опрос насчёт их личных предпочтений: работники могли указать, в какую смену, в каком цехе и с какими коллегами они хотели бы работать. Качество откликов оказалось очень высоким, а главное, более 85% высказанных пожеланий удалось реализовать.
Особенно важной темой на Factory 56 стала эргономика. Автомобили на сборочной линии могут быть приведены в наиболее удобное для рабочих положение – путём выбора соответствующей системы, например, вращающихся подвесных конвейеров или мобильных платформ. А все рабочие места здесь регулируются по высоте.
Не забыты и зоны отдыха в цехах, выполненные в современном стиле и окрашенные в привлекательные цвета. Кроме того, учтено возрастающее стремление людей к здоровому образу жизни. В дальнейшем же организация труда на Factory 56 будет совершенствоваться в сотрудничестве с производственным советом предприятия.

Высокое начальство на церемонии открытия Factory 56, в том числе Винфрид Кречман, премьер министр земли Баден-Вюртемберг, и Ола Каллениус, председатель правления Daimler AG и Mercedes-Benz AG

Разумеется, в перспективе концепция Factory 56 будет постепенно переноситься в качестве образца на все автомобильные заводы Mercedes-Benz, расположенные в разных частях мира. С другой стороны, Factory 56 – это не только значимая веха в корпоративной истории концерна Daimler, но и важное заявление о приоритете земли Баден-Вюртемберг как места развития автомобильной индустрии. И это радует, как местных политиков, так и жителей региона. Да, и граждан страны в целом.


Фотографии Daimler AG.

Юрий Кладов, 14.09.20.

Комментарии