Ford Shelby GT350 Mustang и Ford Shelby GT350R Mustang


Лимитированные: Ford Shelby GT350 Mustang и Ford Shelby GT350R Mustang

Предисловие от 09.05.20

После появления Ford Mustang Shelby GT500 модель Shelby GT350 немного отошла в тень. Даже в США. Возможно, зря. Да, Shelby GT500 стал самым быстрым «Мустангом», тем не менее, GT350 остаётся, на мой взгляд, наиболее технически совершенным скакуном…. Я написал эту статью в июле 2015 года. Она была «утеряна», и я решил её восстановить. Хотя бы для того, чтобы прояснить некоторую путаницу: до сих пор некоторые поклонники Shelby считают, что модели GT500 и GT350 разработала и выпускает компания Shelby American. Да, так когда-то было. Однако машины последнего поколения с этими именами были созданы в Ford Motor Co и производятся там же…

Статья

Идея о превращении обычного «Мустанга» в автомобиль, доминирующий на дороге и гоночной трассе, первому пришла в голову Кэрроллу Шелби. Это случилось полвека назад – вскоре после выхода на рынок серийного скакуна самого первого поколения. В результате талантливый конструктор спортивных машин создал купе Shelby Mustang G.T. 350, которое получило цифровой индекс согласно расчётной  мощности двигателя – 350 л.с. Небольшим тиражом была выпущена и специальная гоночная модификация – G.T. 350R. По прошествии пятидесяти лет современные вариации этих моделей автомобилистам предлагает компания Ford Motor.

Ford Mustang Shelby GT350

Да-да, я не «оговорился», а вы не «ослышались». Именно Ford Motor! Дело в том, что ещё сам Кэрролл продал этому концерну права на производство и реализацию автомобилей под названными именами. И хотя лицензия на какое-то время прерывалась, в 2006 году она была «активирована» вновь. Таким образом, новые автомобили Ford Shelby GT350 Mustang и Ford Shelby GT350R Mustang были спроектированы специалистами из Дирборна, а не в компании Shelby American. Разумеется, машины будут продаваться через дилерскую сеть Ford Motor, и их владельцы смогут беспрепятственно пользоваться всеми преимуществами заводской гарантии. Компания же из Лас-Вегаса анонсировала собственный новый проект – Shelby GT, но это другой Mustang, и отдельная история.

Если обозначения для своих новых автомобилей компания Ford позаимствовала у Shelby American, то проектировались данные модели уже по собственным лекалам. Судя по всему, при разработке пары Shelby GT350 Mustang и Shelby GT350R Mustang инженеры подразделения Ford Performance использовали точно такой же подход, что и при создании Ford Mustang Boss 302 и Boss 302 Laguna Seca образца 2011 года.

Shelby Mustang G.T. 350

Как рассказал вице-президент Ford Motor Радж Наир, уже знакомый моим читателям по статье о суперкаре GT, его коллеги «строили» Ford Shelby GT350 Mustang для себя и для тех мест, где они сами любят ездить. Парни же обожают резвиться на узких второстепенных дорогах с поворотами различной степени крутизны и значительными перепадами высот, ну а по выходным дням всем удовольствиям предпочитают гоночный трек.

Ford Mustang Boss 302 Laguna Seca и Ford Mustang Boss 302. Внимание: Boss 302 на треке был быстрее, чем купе BMW M3 соответствующего поколения!

Первая ступень

В качестве основы при разработке спорткара Ford Shelby GT350 Mustang инженеры, естественно, использовали серийный автомобиль шестого поколения, построенный, в свою очередь, на платформе S550, точнее, его версию с 5.0-литровым мотором – Ford Mustang GT. Среди несомненных достоинств «Мустанга» 6-й генерации – независимая подвеска задних колёс и кузов, жёсткость которого на кручение на 28% выше, чем у поколения 5-го. Однако новый автомобиль унаследовал от предшественника и особенность, которая, по всей вероятности, относится к недостаткам – речь идёт о его развесовке, при которой 54% массы автомобиля приходится на его переднюю ось и 46% - на задние колёса. Кроме того, новый Mustang на несколько десятков килограмм тяжелее, чем его предшественник.

Независимая задняя подвеска автомобиля Ford Mustang шестого поколения (S550)

Две упомянутые выше проблемы разработчики Shelby GT350 постарались решить в первую очередь. Вся носовая часть кузова спорткара, от решётки радиатора до передней стойки, абсолютно оригинальная по сравнению с базовым Ford Mustang GT. Линия капота у GT350 занижена примерно на 50 мм, а сам капот изготовлен из алюминия. Из крылатого металла сделаны и передние крылья. Они здесь, кстати – расширенные, как и колея этого автомобиля. Кроме того, решётка радиатора, да и, по-видимому, вся «морда» кузова GT350 изготовлены из углеродного волокна. Создаётся впечатление, что конструкторы стремились, прежде всего, убрать лишнюю массу с передней оси (к сожалению, полученные значения по распределению массы у Ford Shelby GT350 Mustang производитель пока не обнародовал). Кроме того, изменения в передней части кузова автомобиля были направлены на снижение аэродинамического сопротивления, увеличение прижимной силы, на улучшение охлаждения двигателя и вентиляции тормозных механизмов колёс.

5.2L Voodoo V8

Разумеется, инженеры «Форда» приложили максимум усилий и для снижения массы нового двигателя. И это не смотря на увеличенный до 5.2 л его рабочий объём. К примеру, головки блока цилиндров стали легче на 6%, а изготовленный из композитного материала поддон картера – на целых 20%. При этом данный поддон вмещает масла на 2 л больше и вдобавок имеет специальную форму, которая позволяет предотвратить масляное голодание мотора в поворотах и при торможениях.
Меньше стал весить и алюминиевый блок цилиндров двигателя Voodoo. Инженеры избавили мотор от тяжёлых чугунных гильз посредством плазменно-дугового напыления рабочей поверхности цилиндров.
Снижение веса движущихся деталей V-образной «восьмёрки» привело к уменьшению их инерционности. В частности, момент инерции вращения коленчатого вала мотора Voodoo на 15% ниже, чем у 5.0-литрового агрегата. Это положительно сказалось на приёмистости нового двигателя.
Кстати, использование в Voodoo так называемого «плоского» коленчатого вала стало подлинной изюминкой этого мотора. У такого коленвала угол между шатунными шейками равен 180 градусам, что означает иной порядок зажигания, а, следовательно, и газообмена, который повышает наполнение цилиндров и скорость выпуска отработавших газов. Правда, данный мотор хуже сбалансирован и имеет посредственные характеристики в нижней части рабочего диапазона (до 2000 об/мин). Поэтому Voodoo не годится для пикапов, зато отлично подходит для такого спорткара, каким является Ford Shelby GT350.

Судите сами: без всяких там турбин и механических нагнетателей Voodoo развивает мощность 533 л.с. и крутящий момент 582 Нм! Да, мощность немного меньше, чем у Ferrari 458, зато крутящий момент выше! Вы, наверняка, не забыли знаменитую крылатую фразу…. Помню, в комментах возник даже спор о том, кому она принадлежит – Кэрроллу Шелби или Энцо Феррари…. А тут их «наследники» вновь сошлись: «какой-то там Ford» опять захотел поспорить с «великим Ferrari». Впрочем, если серьёзно, в числе потенциальных конкурентов «Мустанга» американцы называют и Porsche 911.

Двигатель с красивым названием Voodoo

А ещё обратите внимание на удельную мощность – 103.2 л.с. на литр. И вдобавок, о Боже, Voodoo раскручивается до 8250 об/мин – точнее, на этой отметке начинается красная зона, а безопасно этот мотор можно крутить и до 9000 об/мин. По крайней мере, это говорят те, кто имел такую возможность. Но главное всё же заключается в том, что 90% крутящего момента доступны в диапазоне от 3450 до 7000 об/мин. Согласитесь, совсем неплохо для восьмицилиндрового «атмосферника» с внушительным рабочим объёмом.

Тот самый «плоский» коленчатый вал

При этом на двигатель распространяется та же гарантия, что и на весь автомобиль – 5 лет либо 60 тыс. миль пробега. С экономической тематикой связаны и другие позитивные моменты: в частности, блок цилиндров 5.2-литрового агрегата обрабатывается на той же линии, что и его 5.0-литровый «собрат», да и собираются моторы на одном участке. Всё это снижает издержки производства, приятно сказываясь на цене. Кстати, возможно, вы будете удивлены, но собирают восьмицилиндровые моторы для «Мустангов» вручную.

Voodoo: 102 л.с. на литр! Неплохо для большого «атмосферника»!

Tremec TR-3160

Учитывая характер и назначение модели Shelby GT350, сложно было ожидать в её трансмиссии что-либо кроме «механики». Двигатель Voodoo и в самом деле агрегатируется лишь с шестиступенчатой МКПП Tremec TR-3160 с алюминиевым картером и двухдисковым сцеплением. В задней оси – дифференциал повышенного трения Torsen. Помимо того предусмотрен опциональный пакет Track Pack, включающий в себя радиаторы охлаждения моторного масла, коробки передач и главной передачи. Крутящий момент передаётся на задние колёса с 19-дюймовыми дисками шириной 11 дюймов и шинами Michelin Pilot Super Sport. Передние колёса – шириной 10.5 дюймов. Тормозные диски диаметром 394 и 380 мм (спереди и сзади) с 6-ти и 4-поршневыми суппортами Brembo, соответственно.

MagneRide

Подвеска спортивного «Мустанга» представляет собой комбинацию традиционных пружин и стабилизаторов поперечной устойчивости с весьма продвинутыми амортизаторами MagneRide. С упругостью тут всё  просто: пружины короче и жёстче, чем у базовой машины, а стабилизаторы – толще. С демпфированием немного сложнее. Амортизаторы наполнены жидкостью, которая содержит частицы железа. При пропускании через эту жидкость тока, её вязкость меняется. Таким образом, параметры демпфирования способны меняться каждые 10 миллисекунд индивидуально для каждого колеса. При этом предусмотрены пять разных вариантов настроек. Аналогичные алгоритмы существуют для мотора, выпускной системы, рулевого управления и системы стабилизации. Впрочем, в том, что касается пружин, здесь тоже имеется один очень интересный момент: пружины левой и правой сторон автомобиля навиваются в разную сторону. Таким образом, две стороны шасси представляют собою зеркальное отражение. Обычно производители подобными тонкостями не заморачиваются.

Пружина задней подвески

Своеобразный комфорт

Впрочем, все новшества, которые были привнесены в конструкцию Ford Shelby GT350 Mustang, являются абсолютно функциональными. В частности, все изменения в его кокпите сфокусированы на вождении. Например, кресла Recaro здесь обшиты специальной тканью с оптимальными фрикционными свойствами, а обод рулевого колеса скошен в нижней части. Хромированные же элементы в отделке интерьера сокращены до минимума, для того чтобы блики не мешали сосредоточенному вождению.

Интерьер Ford Mustang Shelby GT350

Комфорт в таком в автомобиле – вещь опциональная. Поэтому кожаные спортивные кресла с электрическим приводом, мультимедийная система с восьмидюймовым сенсорным экраном, аудиосистема Shaker и двухзонный климат-контроль предлагаются в GT350 за доплату. Все перечисленные элементы входят в состав пакета Tech Pack.

Высшая ступень

Прибавка в виде буквы “R” к обозначению GT350, на мой взгляд, является символом тех дополнительных изменений, которые превращают и без того очень хороший автомобиль в автомобиль потрясающий. Спорткар Ford Shelby GT350R Mustang ещё больше нацелен на трек, хотя и не лишился доступа на дороги общего пользования.

Ford Mustang Shelby GT350R

Доработки в этом случае проведены минимальные, я бы даже сказал, точечные, но их эффективность весьма высокая. Наиболее удивительное, даже неожиданное, в R-версии Ford Shelby GT350 – это колёсные диски, изготовленные из углеродного волокна. Компания Ford Motor стала, пожалуй, первым крупным автопроизводителем, предложившим подобное решение в качестве стандартного оборудования на серийной модели. Во всяком случае, я кроме гиперкара Koenigsegg One:1 (общий тираж 6 штук) ничего иного с углепластиковыми колёсами вспомнить не могу.

GT350R легко узнать по небольшому заднему крылу

Каждое такое колесо легче алюминиевого аналога почти на 6 кг (5.9 кг). И это очень важно, поскольку речь идёт о неподрессоренных массах. В остальном же поиск резервов по уменьшению веса был проведён вполне традиционными способами. Инженеры удалили из «Мустанга» GT350 резонаторы системы выпуска, задние сиденья,  фальшпол багажника и его коврик, аварийный набор с герметиком и насосом, кондиционер, аудиосистему, камеру заднего вида и даже повторители поворотников на зеркалах. В итоге на модели GT350R удалось сэкономить 59 кг по сравнению с автомобилем GT350, оснащённым пакетом Track Pack (на версии  GT350 такой пакет устанавливается в базовом исполнении).

Колёсные диски из углеродного волокна на «Мустанге»?! Круто!

Поработали парни и над аэродинамикой – благодаря дополнительно увеличенному переднему сплтиттеру, а также антикрылу из углепластика, установленному в задней части автомобиля, им удалось увеличить прижимную силу, а заодно изменить аэродинамический баланс, сместив центр давления в направлении задней оси.
Претерпела изменения и подвеска – естественно, став ещё жёстче. Кстати, шины на GT350R также оригинальные – практически гоночные Michelin Pilot Sport Cup 2.

Диск из углеродного волокна и почти гоночные шины Michelin Pilot Sport Cup 2

Таким образом, как утверждает компания Ford Motor, спорткар Ford Shelby GT350R Mustang приспособлен к треку лучше любого другого «Мустанга», сертифицированного для дорог общего пользования, за всю историю данного бренда. И такой автомобиль обычный человек может купить за свои деньги. Ведь и цена у такой машины весьма демократичная – около 60 тыс. долл. США (разумеется, речь идёт о североамериканском рынке). А стоимость модели GT350 и вовсе начинается от 48 тыс.
Правда, в этом году Ford обещал выпустить лишь ограниченную серию обеих GT350 – 100 экземпляров обычных машин и 37 автомобилей GT350R (такое же количество «Эрок» в своё время собрал и Кэрролл Шелби). Но уже в будущем году начнётся полномасштабное производство.

Интерьер Ford Mustang Shelby GT350R

Да, едва не забыл написать о самом главном: обратите внимание на восхитительно-хриплое звучание мотора Voodoo. Его легко найти в Интернете. Американские журналисты буквально преследуют Джамала Хамиди, главного инженера отделения Ford Performance, использующего новый Shelby GT350R Mustang для ежедневных поездок. Зачем они это делают? Просто просят «погазовать»!


Послесловие от 09.05.20

Обращаюсь к тем, кто любит «Мустанги». Друзья! Я постараюсь подготовить подробный технический обзор Ford Shelby GT500, как только удастся выкроить время. Да, это немного по-американски нескладный автомобиль, зато настоящий зверь! Не за горами и премьера скакуна нового, седьмого, поколения, который получил заводской индекс S650. К счастью, на нём сохранился двигатель V8, который, правда, дополнили двумя электромоторами. За счёт них новый «Мустанг» стал полноприводным…. В общем, я постараюсь не забывать об этой теме.


Фотографии Ford Motor Co.

Оригинал статьи, опубликованный 23.06.2015, не сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 09.05.2020.

Юрий Кладов,
09.05.2020

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Премьера концептуального электрического хот-хэтча Volkswagen ID. GTI