Обзор автомобилей Mazda с роторными моторами


В поисках трудностей: Mazda RX-Vision

Предисловие от 30.04.2020

С одной стороны, роторные Mazda – это неповторимое удовольствие, с другой – головная боль. Тем не менее, бывали времена, когда я ценил ту же RX-7 первого поколения даже больше, чем Honda NSX первой генерации. Поэтому я и решил восстановить этот, некогда утерянный, небольшой обзор роторных автомобилей из Хиросимы

История корпорации Mazda похожа на судьбу человека, который постоянно создаёт себе сложности, а затем героически их преодолевает. И всё потому, что однажды её инженеры сделали ставку на роторный двигатель…

Во второй половине пятидесятых годов прошлого века в Японии, ещё продолжавшей восстанавливаться после войны, начала стремительно набирать обороты автомобилизация. Возросла деловая активность производителей и, как следствие, обострилась конкуренция между ними. Компания Toyo Koygo (нынешняя Mazda Motor) вступила в эту борьбу довольно поздно, и поэтому была вынуждена принимать неожиданные решения. Здесь сделали ставку на продвинутые технологии, которые должны были обеспечить две вещи – оригинальный характер выпускаемых в Хиросиме автомобилей и независимость корпорации.

Концептуальный автомобиль Mazda RX-VISION

Собственных решений у японцев на тот момент не было. Поэтому, прослышав про разработанный немецкими инженерами Вальтером Фройде и Феликсом Ванкелем роторно-поршневой двигатель, Тсунеджи Матсуда, президент корпорации Toyo Koygo, немедленно отправился в Западную Германию – подписывать контракт о техническом сотрудничестве с компанией NSU Motorenwerke AG.

Основная отличительная особенность роторно-поршневого двигателя – трёхгранный ротор (поршень), который вращается с небольшими смещениями внутри статора (цилиндра  особого профиля). Вершины ротора, снабжённые уплотнителями, двигаются по внутренней части цилиндра и отсекают переменные объёмы камер.
Теоретически в сравнении с обычным поршневым двигателем роторный мотор имеет множество преимуществ. Он лучше уравновешен и поэтому может раскручиваться до более высоких оборотов, а вследствие этого обладает большей удельной мощностью. Вдобавок РПД очень компактный и лёгкий, что позитивно сказывается не только на весе автомобиля и распределении масс в нём, но и на компоновке машины, а также её дизайне. Иначе говоря, благодаря роторному мотору конструкторы могут создавать автомобили с такими ходовыми качествами, а также внешним обликом, которых они не смогут добиться при использовании обычного двигателя.

Двухсекционный роторный двигатель автомобиля Mazda RX-8

На практике же инженеры корпорации Mazda, поставившие своей задачей внедрить уникальный мотор в массовое производство, столкнулись с серьёзными недостатками РПД – в особенности на ранней стадии своего труда. Роторный двигатель демонстрировал худшую надёжность и меньший ресурс, обладал повышенным расходом топлива и «кушал» масло, а также перегревался. Да и вибрации в нём присутствовали. Кроме того, на низких оборотах у РПД очень небольшой крутящий момент, что создаёт сложности при трогании с места. А в самом начале работы инженеров Mazda Motor донимали проблемы, связанные  с износом – внутреннюю поверхность камеры сгорания покрывали довольно глубокие борозды, которые японцы, склонные к метафорам, прозвали «царапинами от когтей дьявола».
И если вопросы, связанные с износом, ресурсом и надёжностью с течением времени в той или иной степени удалось решить, то тема повышенного расхода топлива, а, значит, и выбросов вредных веществ, создавала проблемы производителю из Хиросимы каждый раз, когда в мире изменялось соответствующее законодательство…

Mazda Cosmo Sport 1967 года

Первым серийным автомобилем, оснащённым роторным двигателем, стала модель Cosmo Sport, которую Mazda запустила в производство в 1967 году. Уже на следующий год это спортивное купе приняло участие в соревнованиях Marathon De La Route – 84-часовых гонках на выносливость. Промчавшись три с половиной дня без остановки и заняв четвёртое место, автомобиль Cosmo Sport доказал, что роторный двигатель способен обеспечивать превосходную мощность и достаточную прочность.
После этого успеха Mazda стала устанавливать роторные моторы на все свои модели подряд.
Однако в 1970 году Конгресс США принял так называемый «Закон о чистом воздухе», ужесточивший требования к топливной экономичности и экологическим показателям, а в 1973 году в мире разразился нефтяной кризис…

Mazda Savanna RX-7 1978 года

Новое спортивное купе Savanna RX-7 с роторным двигателем появилось в 1978 году. К этому времени Mazda Motor уже успела перейти на обычные рядные «четвёрки», поэтому  неудивительно, что работа над её новым роторным мотором проводилась в рамках проекта под названием «Феникс». Данный проект положил начало новому этапу развития роторных агрегатов, на котором помимо мощности и надёжности упор делался на экономичность. За время производства RX-7 (c 1978 по 2002 гг.) японцам удалось реализовать более 800 тыс. таких машин. Модель пережила три поколения и стала самым продаваемым автомобилем с роторным двигателем. В данном случае речь идёт о двухсекционном моторе объёмом 1.3 л.

Mazda RX-7 второго поколения

Основная часть успеха (почти полмиллиона машин) пришлась на спорткары первой генерации, выпускавшиеся по 1985 год. Как и в случае с Cosmo, коммерческие результаты у Mazda RX-7 сочетались с победами в спорте. В феврале 1979 года два автомобиля приняли участие в этапе 24 Hours of Daytona гоночной серии IMSA, где заняли первое и второе места в классе GTU (пятое и шестое в общем зачёте).
Отметилось победами в автоспорте и второе поколение модели RX-7, появившееся на рынке в октябре 1985 года. Ещё бы! На лёгкий двухместный автомобиль устанавливался двухсекционный роторно-поршневой двигатель 13B с турбонаддувом мощностью 185 л.с. Как следствие, к сентябрю 1990 года модель RX-7 собрала в серии IMSA сто побед и стала первым автомобилем, который добился подобного результата.

В 1991 году спортивный прототип Mazda 787B одержал победу в гонке «24 часа Ле-Мана» в абсолютном зачёте!

Следующий же 1991-й год был и вовсе триумфальным для корпорации Mazda Motor – её прототип 787B с 700-сильным четырехроторный двигателем победил в престижнейших гонках на выносливость 24 Hours of Le Mans в абсолютном зачёте.

Mazda RX-7 третьего поколения

 Третье поколение «рыксы» с индексом «7» производитель из Хиросимы представил ровно через полгода после победы в Ле-Мане – в декабре 1991 года. Оно оснащалось 255-сильным роторным двигателем 13B-REW с двойным последовательным турбонаддувом. В ходе модернизации этого мотора его мощность увеличили сначала до 265 л.с, а затем – до 280 л.с., а крутящий момент подняли с 294 до 314 Нм. До 100 км/ч купе с наиболее мощной версией двигателя разгонялось немногим более 5 секунд.  Максимальная скорость такого спорткара составляла 250 км/ч. По тем временам совсем неплохие характеристики!

Эти красивые машины встречались на улицах Москвы в девяностых

Поскольку такая Mazda RX-7 продавалась в нашей стране, пусть и неофициально, то я её неплохо помню. Вспоминаю, что я сравнивал данную модель с Honda NSX. Разумеется, «рыкса» не дотягивала до первого японского суперкара. Тем не менее, основания для этого сопоставления у меня были. А ещё оба японских спорткара были очень красивы. При этом стиль «Мазды» мне нравился больше. На мой взгляд, RX-7 третьего поколения до сих пор остаётся самым интересным серийным автомобилем за всю историю «Мазды». Вот только результаты продаж моё мнение не подтверждают - 68 589 единиц фактически за 10 лет…

Mazda RX-8 2003 года. Помню, рекомендовал купить такую своему другу.

 В 2003 году на смену «рыксы седьмой» пришла «рыкса восьмая». В то время Mazda Motor входила в состав группы Ford, и, возможно, поэтому концепция спортивного купе была изменена в сторону расширения функциональности. Mazda RX-8 стала четырёхместной, а её кузов получил «дополнительные» двери, которые открывались против хода движения. Двухкамерный (вновь атмосферный) двигатель RENESIS объёмом 1.3 л за счёт высоких оборотов выдавал мощность до 250 л.с. Позднее его заменили агрегатом RENESIS 2 (16X) объёмом 1.6 л. Но, главное, «эр-икс-седьмая» была намного экономнее «эр-икс-восьмой» - как по расходу топлива, так и по потреблению масла. Видимо, это качество и позволило RX-8 относительно успешно продаваться – 192 тысячи машин за весь срок выпуска.
Тем не менее, в 2012 году производство Mazda RX-8 было прекращено. Причина? Её двигатель соответствовал нормам стандарта «Евро-4», однако на большее рассчитывать не позволял. Путей же улучшения экономичности и экологических параметров инженеры Mazda в то время не видели. Поэтому боссы корпорации закрыли «роторный проект» и поклялись не прикасаться больше к этой чрезвычайно проблемной тематике…

Концепт-кар Mazda RX-Vision

Нужно заметить, что за те три года, которые прошли с момента принятия упомянутого выше решения, знак по отношению к роторно-поршневым двигателям в Хиросиме меняли ни единожды. В конце концов, верх, судя по всему, одержали корпоративные гены…

Так или иначе, 28 октября этого года на автосалоне в Токио перед публикой предстал спортивный концептуальный автомобиль Mazda RX-VISION. И хотя представители компании Mazda Motor почти ничего не рассказали о конструкции спорткара, а также о его технических характеристиках, дизайн RX-Vision и его имя говорили сами за себя. Кое-что сообщает и имя мотора – Skyactiv-R.

Mazda RX-Vision – премьера на автосалоне в Токио

Кстати, о дизайне и дизайнерах. Одним из менеджеров Mazda, которые показывали зрителям новый прототип, был главный дизайнер компании Икуо Маэда. Интересно, что он же является автором RX-8, а отец Икуо, Матасабуро Маэда, рисовал ещё первое поколение RX-7. Это я и называю «корпоративными генами» - когда понятия «корпоративная культура» и «фирменный ДНК» дополняют родственные связи. Полагаю, подобных примеров в Mazda Motor – сотни, если не тысячи. Речь в данном случае идёт не о распределении должностей среди своих, а о близком творческом понимании главных ценностей компании и отношении к ним. Не зря же в Хиросиме существует внутрикорпоративное понятие «моноцкури», которое означает «искусство делать вещи», то есть создавать наиболее правильные, самые лучшие автомобили.

Икуо Маэда, главный дизайнер Mazda Motor, перед своей красавицей на автосалоне в Токио

Мне кажется, что в случае c Mazda это стремление распространяется и на отношения компании с клиентами – она не гонится за максимальным объёмом продаж, а старается  как можно лучше удовлетворить тех, для кого становится «одним единственным брендом» (по выражению Масамичи Когаи, руководителя Mazda Motor).

Изящный профиль Mazda RX-Vision

Концепт Mazda RX-Vision представляет собой двухдверное двухместное спортивное купе с пропорциями, характерными для спорткаров классической компоновки. Длина модели Mazda RX-Vision составляет  4389 мм, ширина – 1925 мм, высота – 1160 мм. Колёсная база RX-Vision равна 2700 мм.
По стилю эта красавица, на мой взгляд, ближе всего к итальянским спорткарам, даже к суперкарам – классическим Ferrari и Maserati. Не зря же дизайнеры Mazda Motor время от времени напоминают о том, что им ближе других миланская школа дизайна. Если принимать во внимание автомобили самой японской корпорации, то наибольшая схожесть у RX-Vision обнаружится с моделью и RX-7 третьего поколения. Хотя нарочито цитируются и некоторые элементы Cosmo Sport 1967 года. Впрочем, при желании у новинки можно найти и признаки фирменного «маздовского» стиля KODO.
Из современных моделей я бы сравнил Mazda RX-Vision с Mercedes-AMG GT. Хотя, как мне думается, по уровню эстетического совершенства немецкий автомобиль здесь явно проигрывает. Я, кстати, полагаю, что после того, как новая роторная Mazda будет запущена в серийное производство, то и по ценам с Mercedes-AMG GT они окажутся рядом.

Mazda RX-Vision. Само совершенство.

Судите сами, внешнее оперение из композитных материалов и 20-дюймовые колёса (9.5J – передние диски и 11J – задние), изготовленные из углеволокна, отнюдь не являются признаками недорого автомобиля – такого, каким, к примеру, является Mazda MX-5. Всё о том же свидетельствуют  и углеродно-керамические тормозные диски с шестипоршневыми суппортами Brembo спереди и четырёхпоршневыми – сзади.

Интерьер высокого класса

Высокий класс будущего автомобиля подтверждают и материалы, используемые в отделке интерьера – натуральная жёсткая кожа (в Италии такой материал применяется для изготовления конских сёдел), алькантара, алюминий и углепластик.
Таким образом, по всей вероятности, речь идёт о «гран турере» с соответствующими динамическими характеристиками – особенно, если учитывать вышеприведённое описание тормозных механизмов колёс.

Кокпит RX-Vision

Неофициальная информация, просочившаяся в сеть уже после токийской выставки, подтверждает предварительные рассуждения и догадки. На будущий серийный автомобиль, который предваряет прототип Mazda RX-Vision, планируется устанавливать двухсекционный роторный двигатель объёмом 1.6 л, получивший наименование Skyactiv-R. При помощи двух нагнетателей (первый – с электрическим приводом, второй – обычный, с турбиной, которая приводится в действие выхлопными газами) инженеры Mazda планируют довести мощность до 450 л.с. и добиться приемлемого крутящего момента, в том числе и при низких оборотах.

Итальянский стиль, перенесённый на японскую почву?

Термин Skyactiv в названии нового роторного двигателя, по всей вероятности, также используется не случайно. По-видимому, опыт, накопленный инженерами при разработке бензиновых атмосферных моторов со сверхвысокой степенью сжатия, должен помочь и при доведении до ума роторного агрегата. Кстати, новый роторный проект курирует всё тот же Киоши Фудживара, глава департамента силовых установок, который руководил и работой по моторам Skyactiv. Применительно к роторному двигателю за термином Skyactiv скрываются технологии, которые позволяют решить три ключевые задачи – добиться высокой топливной экономичности и отличных показателей уровня выбросов вредных веществ, а также достичь высокой надёжности.
Ведущими колёса у грядущего спорткара, абсолютно точно, будут задние. Двигатель сместят за переднюю ось в направлении оси задней. В трансмиссии будет применена схема Transaxle. Снаряжённая масса купе не должна превысить 1400 кг.

Какие формы!

Появилась неофициальная информация и по срокам запуска роторной новинки в серию. Ожидается, что её премьера будет приурочена к пятидесятилетию модели Cosmo Sport, то есть состоится в 2017 году. А вот производство будущего спорткара с роторным двигателем может быть отложено до 2020 года – года векового юбилея компании.
Что же касается имени новой красавицы, то эксперты пока просто гадают. Сначала Mazda намекала на то, что позиционирует новинку как прямую преемницу модели Cosmo Sport. Однако впоследствии компания дала понять, что более вероятным всё же является название RX-9. Хотя я бы предпочёл RX-7…


Послесловие от 30.04.2020

Увы, серийный автомобиль на основе концепта RX-Vision так и не появился. Тем не менее, я продолжаю верить, что однажды нечто подобное произойдёт. Ведь парни из Mazda Motor не ищут лёгких путей. А я по-прежнему готов преодолевать трудности вместе с ними.


Фотографии Mazda Motor.

Оригинал статьи, опубликованный 03.12.2015, не сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 30.04.2020.

Юрий Кладов,
30.04.2020

Комментарии